Методические вопросы преподавания психологии


Методические вопросы преподавания психологии

Положение о методике преподавания психологии

Методика преподавания психологии представляет собой в первую очередь педагогическую отрасль знания и требует от специалиста-психолога педагогической подготовки, навыков и умений. Методика преподавания психологии как дидактическая дисциплина является достаточно юной, что обосновано как относительной молодостью самой психологической науки, так и достаточно сложной историей ее преподавания в нашей стране. Достаточно длительное время психология как учебная дисциплина была ограничена рамками профессионально-психологического и педагогического образования. Однако в настоящее время наблюдается значительное расширение границ.

Психологические дисциплины стали не только обязательной частью высшего и средне-специального образования, но также часто вводятся в школьную программу, а также в систему дополнительного образования и переквалификации. Существует значительный интерес в повышении психологической грамотности со стороны населения, который удовлетворяется в том числе в частном порядке. Столь стремительная психологизация образования создает адекватную потребность в квалифицированных психолого-педагогических кадрах.

С точки зрения педагогической системы методика преподавания психологии может рассматриваться в трех качествах:

  • как отрасль дидактики
  • как учебная дисциплина
  • как профессиональная рефлексия

Дидактические вопросы методики преподавания

Методика преподавания психологии, как частная дидактика отвечает на основные вопросы зачем, что и как преподавать в рамках данного курса. Вопрос миссии психологического образования является достаточно дискуссионным, особенно в области высшего образования. Наиболее рациональным вариантом разрешения данной проблемы является ориентация на повышение уровня психологической осведомленности и грамотности учащихся, расширение их представлений о закономерностях и механизмах функционирования психики. Вместе с тем, в рамках частных образовательных услуг, в том числе различных тренингов ставится вопрос о экологической чистоте такого преподавания, т.к. обучение различным методикам психологического воздействия и манипулирования создает соблазн их использования для реализации эгоистических интересов.

Вопрос чему учить в значительной степени опосредован спецификой предмета психологии, которая является достаточно сложной и вариативной дисциплиной, интегрирующей элементы гуманитарного, философского, естественно-научного, медицинского, точного знания, а также не имеющей четкой структуры и однозначных жестко определенных теорий способных объяснить все многообразие психологических феноменов. Высокий уровень дискуссионности многих вопросов, необходимость творческого подхода к осмыслению и усвоению психологического знания, позволяет обосновать в качестве цели обучения складывания психологического мышления, в том числе как способности применять психологические знания при разрешении жизненных ситуаций.

Вопрос о конкретных методиках и способах преподавания психологии остается в значительной степени открытым. Его решению в значительной степени способствует интеграция в дидактику собственно психологических моделей и теорий о закономерностях и механизмах обучения и развития, таких как проблемное и программированное обучение, понятие об актуальной и ближайшей зоне развития, внедрение тестологического подхода для контроля и оценки знаний учащихся. Психологическая теория имеет богатый опыт изучения процессов обучения в рамках различных направлений и сформированные модели, и представления об оптимальных условиях и методах организации данной деятельности.

Методика как дисциплина и практика

Как дисциплина высшего профессионального образования методика преподавания психологии размещается на старших курсах, когда студентами уже освоены основные дисциплины, раскрывающие сущность предмета, такие как общая, педагогическая, возрастная психология, история психологии и т.д. А также накоплен опыт самостоятельного изучения психологии, который может быть использован как позитивный ресурс для усвоения методики и складывания творческого, проблемного отношения к преподаванию психологии.

Замечание 1

Основной задачей курса методики преподавания является формирование рефлексивного отношения студентов к собственному педагогическому опыту, как положительному, так и отрицательному связанному с неудачами в изучении предмета психологии. Только формирование навыка педагогической рефлексии может стать основанием для проявления интереса и усвоения требований проектирования, разработки, анализа собственной педагогической деятельности.

К числу основных умений, осваиваемых в рамках курса можно отнести:

  • анализировать актуальные образовательные потребности различных групп учащихся
  • проектировать образовательные программы в рамках предмета
  • проектировать логику и возможности образовательного процесса в целом
  • отбирать и применять наиболее подходящие педагогические методики
  • организовывать и реализовывать педагогический процесс
  • мотивировать и управлять групповыми взаимоотношениями учащихся
  • объективно и беспристрастно оценивать успешность обучения учеников
  • рефлексировать собственную педагогическую деятельность

Третьим компонентом и способов реализации методики преподавания психологии, наряду с дидактикой и учебной дисциплиной, выступает конкретная практическая реализация педагогической деятельности, методика как авторская программа преподавания предмета.

Можно выделить два основных способа складывания методики – от теории к практике и от практике к теории. Первый способ представляет собой планомерную разработку педагогического проекта на основании дидактики с учетом как потребностей учащихся, так и задач, миссии, средств и содержания педагогического курса. В ходе реализации и после нее происходит профессиональная рефлексия успешности проекта, его доработка и усовершенствование. Закрепление и комбинирование успешных способов преподавания, складывание цельной программы в конечном итоге приводит к формированию авторского курса.

Замечание 2

Второй способ, как правило, реализуется опытными преподавателями, обладающими развитой педагогической интуицией. На основании реализуемого педагогического процесса и его рефлексии, через творческий подход и экспериментирование создается особая авторская программа предмета, которая в последствии перерабатывается и отражается в виде теоретической концепции.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :