Методика преподавания психологии представляет собой в первую очередь педагогическую отрасль знания и требует от специалиста-психолога педагогической подготовки, навыков и умений. Методика преподавания психологии как дидактическая дисциплина является достаточно юной, что обосновано как относительной молодостью самой психологической науки, так и достаточно сложной историей ее преподавания в нашей стране. Достаточно длительное время психология как учебная дисциплина была ограничена рамками профессионально-психологического и педагогического образования. Однако в настоящее время наблюдается значительное расширение границ.
Психологические дисциплины стали не только обязательной частью высшего и средне-специального образования, но также часто вводятся в школьную программу, а также в систему дополнительного образования и переквалификации. Существует значительный интерес в повышении психологической грамотности со стороны населения, который удовлетворяется в том числе в частном порядке. Столь стремительная психологизация образования создает адекватную потребность в квалифицированных психолого-педагогических кадрах.
С точки зрения педагогической системы методика преподавания психологии может рассматриваться в трех качествах:
Методика преподавания психологии, как частная дидактика отвечает на основные вопросы зачем, что и как преподавать в рамках данного курса. Вопрос миссии психологического образования является достаточно дискуссионным, особенно в области высшего образования. Наиболее рациональным вариантом разрешения данной проблемы является ориентация на повышение уровня психологической осведомленности и грамотности учащихся, расширение их представлений о закономерностях и механизмах функционирования психики. Вместе с тем, в рамках частных образовательных услуг, в том числе различных тренингов ставится вопрос о экологической чистоте такого преподавания, т.к. обучение различным методикам психологического воздействия и манипулирования создает соблазн их использования для реализации эгоистических интересов.
Вопрос чему учить в значительной степени опосредован спецификой предмета психологии, которая является достаточно сложной и вариативной дисциплиной, интегрирующей элементы гуманитарного, философского, естественно-научного, медицинского, точного знания, а также не имеющей четкой структуры и однозначных жестко определенных теорий способных объяснить все многообразие психологических феноменов. Высокий уровень дискуссионности многих вопросов, необходимость творческого подхода к осмыслению и усвоению психологического знания, позволяет обосновать в качестве цели обучения складывания психологического мышления, в том числе как способности применять психологические знания при разрешении жизненных ситуаций.
Вопрос о конкретных методиках и способах преподавания психологии остается в значительной степени открытым. Его решению в значительной степени способствует интеграция в дидактику собственно психологических моделей и теорий о закономерностях и механизмах обучения и развития, таких как проблемное и программированное обучение, понятие об актуальной и ближайшей зоне развития, внедрение тестологического подхода для контроля и оценки знаний учащихся. Психологическая теория имеет богатый опыт изучения процессов обучения в рамках различных направлений и сформированные модели, и представления об оптимальных условиях и методах организации данной деятельности.
Как дисциплина высшего профессионального образования методика преподавания психологии размещается на старших курсах, когда студентами уже освоены основные дисциплины, раскрывающие сущность предмета, такие как общая, педагогическая, возрастная психология, история психологии и т.д. А также накоплен опыт самостоятельного изучения психологии, который может быть использован как позитивный ресурс для усвоения методики и складывания творческого, проблемного отношения к преподаванию психологии.
Основной задачей курса методики преподавания является формирование рефлексивного отношения студентов к собственному педагогическому опыту, как положительному, так и отрицательному связанному с неудачами в изучении предмета психологии. Только формирование навыка педагогической рефлексии может стать основанием для проявления интереса и усвоения требований проектирования, разработки, анализа собственной педагогической деятельности.
К числу основных умений, осваиваемых в рамках курса можно отнести:
Третьим компонентом и способов реализации методики преподавания психологии, наряду с дидактикой и учебной дисциплиной, выступает конкретная практическая реализация педагогической деятельности, методика как авторская программа преподавания предмета.
Можно выделить два основных способа складывания методики – от теории к практике и от практике к теории. Первый способ представляет собой планомерную разработку педагогического проекта на основании дидактики с учетом как потребностей учащихся, так и задач, миссии, средств и содержания педагогического курса. В ходе реализации и после нее происходит профессиональная рефлексия успешности проекта, его доработка и усовершенствование. Закрепление и комбинирование успешных способов преподавания, складывание цельной программы в конечном итоге приводит к формированию авторского курса.
Второй способ, как правило, реализуется опытными преподавателями, обладающими развитой педагогической интуицией. На основании реализуемого педагогического процесса и его рефлексии, через творческий подход и экспериментирование создается особая авторская программа предмета, которая в последствии перерабатывается и отражается в виде теоретической концепции.