Нейролингвистическое программирование (НЛП) как психотерапевтическое направление сформировалось во второй половине двадцатого века.
Его основателями были Р. Бэндлер и Дж. Гриндер, которые первоначально копировали стиль ведения психотерапии крупнейших специалистов своего времени, таких как Ф. Перлзс, М. Эриксон, В. Сатир.
Идеология НЛП предполагает, что любой успешный опыт, прием человеческой деятельности может быть скопирован и перенесен на других людей, для повышения эффективности их деятельности.
По этой причине в рамках НЛП минимальное внимание уделялось вопросам теоретического обоснования как самих психологических проблем, так и методик, главным критерием всегда выступала эффективность того или иного психотерапевтического метода.
Вместе с тем в рамках НЛП происходило не только копирование и собирание наиболее эффективных методик других направлений, многие методы разработанные в рамках НЛП в настоящее время используются повсеместно.
К их числу можно отнести:
Методика установления раппорта с точки зрения специалиста НЛП, является обязательной базовой техникой, которую психотерапевт должен использовать автоматически с самого начала общения с новым клиентом. Она включает в себя подстройку (присоединение), установление раппорта и ведение.
Подстройка предполагает отслеживание невербальных и вербальных проявлений клиента и их копирование, присоединение к клиенту в использовании им определённых жестов, выражений лица, позы, характерных слов и выражений, ритма дыхания.
Присоединение к клиенту (подражание, но не полное копирование, передразнивание) позволяет установить положительный раппорт во время контакта.
Раппорт представляет собой согласованность взаимную устремленность участников общения, и сопровождается повышением чувства доверия к собеседнику, интереса и воодушевления в процессе беседы, делает ее более открытой и искренней. Раппорт позволяет психотерапевту получать более ценную информацию от клиента, а также легче оказывать воздействие на него.
Последней и наиболее сложной частью данной методики является ведение, когда инициатива в подстройке переходит на сторону терапевта, и клиент неосознанно начинает копировать его проявления.
Ведение позволяет оказать воздействие не только на невербальные проявления клиента, но также на его психологическое состояние – например снизить уровень эмоциональной экспрессии, снять тревожность, добавить уверенности и т.д.
Якорение является эффективной методикой управления психическим состоянием, основанной на создании условно-рефлекторных реакций. Нейрофизиологическая основа якоря, это нейронная связь между определенным внешним раздражителем и психическим состоянием.
В качестве внешнего раздражителя может использоваться любой стимул – какой-либо предмет, мелодия, слово, но чаще всего используются кинестетические якоря, т.е. прикосновения и надавливания на определенные точки на теле, в силу их специфичности и легкой воспроизводимости.
Психическое состояние с которым связывается якорь может быть, как актуальным, переживаемым личностью в настоящий момент, так и пережитым личностью некогда в прошлом. В последнем случае во время постановки якоря личности необходимо погрузиться в собственные воспоминания, чтобы вновь пережить те ощущения.
Методика якорения является эффективным средством самоконтроля, так как позволяет достаточно легко вызывать положительные эмоциональные состояния. Кроме того, она предоставляет возможности для коррекции негативных состояний и воспоминаний и часто используется в качестве промежуточного звена более сложных методик.
Рефрейминг представляет собой методику переосмысления или переоценки определенного участка личного опыта. Рефрейминги – это широкая группа методик, позволяющая преобразовывать эмоциональные и когнитивные состояния, поведение, цели и мотивы деятельности, ожидания личности и т.д. Суть рефрейминга состоит в переносе определённого опыта в новые условия, без изменения его содержания, в так называемой замене «рамки».
Наиболее простым примером рефрейминга является замена предикатов, так вместо утверждения «Я некрасивая, потому что толстая» будет получено утверждение «Я толстая, потому что некрасивая», т.е. проблема будет смещена из области физиологии, в область психологического принятия/непринятия собственной внешности, что позволит использовать иной, более адекватный арсенал методик коррекции.
Техники якорения и рефрейминга активно используются в когнитивно-поведенческой терапии (когнитивное и поведенческое переструктурирование), в суггестивной терапии, телесно-ориентированной и многих других направлениях.
Универсальными для всех психотерапевтических направлений также является использование техник активного слушания. Данные методики позволяют собрать информацию о проблемной ситуации, личностных особенностях и запросе клиента, направить диалог в нужное, терапевтическое русло, установить раппорт, а также запустить процессы рефлексии, благодаря которым клиент сможет переосмыслить собственное поведение.
Техники активного слушания редко используются изолировано друг от друга, они органично встроены в контекст беседы и применяются в ней ситуативно.
Среди них можно выделить: