Манипуляция – это особый вид воздействия на сознания индивида, итогом которого является присвоение последним убеждений, ценностей, форм поведения выгодных манипулятору.
Манипуляция всегда предполагает одностороннее удовлетворение потребностей манипулятора, за счет индивида – объекта манипуляции. Необходимый эффект достигается за счет предоставления недостоверной, личностно значимой информации, которая формирует у объекта искажённое отражение реальности в соответствии с потребностями манипулятора. Одним из распространенных видов манипуляции является внушение.
Внушение – это процесс (и результат) воздействия на психическую сферу личности, который приводит к уменьшению уровня критичности и сознательности переработки внушаемой информации, что позволяет той восприниматься и приниматься в качестве единственно значимой и безусловно верной.
Внушение с одной стороны является естественным компонентом коммуникативного акта, который реализуется посредством невербальных средств (выделение голосом значимой информации, доминирующая поза, агрессивная жестикуляция, сокращение дистанции), с другой может выступать как специально-организованная деятельность.
Основой для реализации внушения выступают аффективные и псевдологические конструкции, которые затрагивают значимые для индивида темы, а также не могут быть проверены на истинность в процессе коммуникации.
Большую роль в успешности внушения играют собственные характеристики суггестора и суггеренда. Слабое развитие аналитического и критического мышления, низкий уровень уверенности, слабый самоконтроль выступают благоприятствующими факторами для внушения. Суггестор в свою очередь должен обладать высоким статусом, личностной привлекательностью, выразительной и ясной речью, умением выражать мысли в привычной для суггеренда форме и способностью к установлению эмпатической связи, которая дополнительно усиливает эффективность внушения. В качестве дополнительных факторов, воздействующих на успешность внушения, выделяют:
Специальным видом манипуляции является введение объекта в гипнотическое или трансовое состояние.
Гипноз – это временно измененное состояние сознания, характеризующееся смещением фокуса внимания с внешнего на внутренний мир, крайней избирательностью и не критичностью к воспринимаемой информации.
Гипноз представляет собой мощный инструмент манипуляции, который в отличие от внушения, полагающегося на обход или слабость критической функции сознания, предполагает полное или частичное отключение сознания суггеренда, благодаря чему информация от суггестора воспринимается напрямую без всякого анализа, создается возможность для программирования поведения.
Наиболее распространенной сферой реализации гипноза является медицинская и психотерапевтическая практика, когда за счет манипулятивного воздействия достигаются терапевтические цели, связанные с изменением поведенческих актов, состояния, пережитого опыта индивида. В частности, так называемое «кодирование», т.е. категорический запрет на когнитивные и поведенческие акты, связанные с объектом зависимости, осуществляется в условиях введения пациента в гипнотическое состояние.
Гипнотическое и трансовое состояние представляют по сути синонимичные понятие, различающиеся, прежде всего, способом осуществления нужного воздействия. Понятие гипноза связано, прежде всего, с медицинской практикой и использованием директивных, прямых методов введения, основанных на авторитете суггестора.
Термин транс в большей степени используется в психологической практике и связан с недирективными косвенными способами воздействия на суггеренда, которые осуществляются за счет использования внушений, интонационного выделения, сенсорной перегрузки. Трансовые состояния различаются степенью отключения сознания, от поверхностного транса – при котором фокус внимания переключается на внутренние образы, при этом индивид сохраняет ориентировку в месте времени и пространстве, до глубокого, характеризующегося полным разрывом с реальностью и постгипнотической амнезией, которая, впрочем, не препятствует реализации внушенных программ, а напротив усиливает их эффективность.
Одним из важных условий эффективности манипулятивного воздействия является эмоциональная нестабильность объекта манипуляции, динамика его внутренних переживаний, причем чем более сильные эмоции испытывает суггеренд, тем выше итоговая результативность воздействия, вне зависимости от их валентности. Можно выделить ряд манипуляций, основанных на эксплуатации различных эмоциональных и чувственных переживаний суггеренда:
Манипуляция любовью эксплуатирует эмоциональную привязанность суггеренда к суггестору, его потребностью в эмоциональном принятии, значимости для конкретного индивида или группы. Злоупотребление данной манипуляцией ведет к снижению значимости эмоциональной привязанности, формированию представления о любви, как о товаре, который можно обменивать на услуги.
Манипуляция чувством вину строится на обвинении суггеренда в реальных или несуществующих пригрешениях, за которые он должен понести наказание, реабилитироваться в пользу суггестора. При этом эксплуатируется чувство стыда, что негативно сказывает как на самооценке, так и морально-этическом облике объекта манипуляции.
Манипуляция страхом достаточно часто строится на недостаточной информированности или компетентности суггеренда, для воздействия выбираются наиболее эмоционально и социально-значимые сферы жизни, такие как семья, финансовая и профессиональная состоятельность, принадлежность к референтной группе.
Манипуляция неуверенностью строится на использовании реальных или мнимых слабостей суггеренда и превосходства суггестора над ним в ряде областей. Данная манипуляция всегда затрагивает вопрос власти и ставит объект манипуляции в откровенно подчиненное положение, в связи с чем она является наиболее явной, в сравнении с другими манипуляциями. Однако низкая самооценка, неуверенности и излишняя критичность к себе, могут препятствовать противостоянию, данному виду манипулирования.
Манипуляция чувством гордости эксплуатирует тщеславие личности, ее завышенную самооценку, боязнь потери социального статуса. Данный вид манипуляции наиболее часто используется в конкурентной среде, для повышения эффективности противоборствующих сторон, от которого выигрывает манипулятор- работодатель.
Манипуляция чувством жалости апеллирует к великодушию и гуманистическим идеалам суггеренда, его чувству социальной справедливости. Не смотря на кажущуюся слабость подобной стратегии, она приносит ощутимые плоды, хотя суггестор вынужден использовать постоянную маску жертвы.