Мотивация лидерства


Мотивация лидерства

Мотивация лидерства

Каждому истинному лидеру необходимо поддерживать высокий уровень мотивации. Известно две разновидности мотивации – внешняя и внутренняя.

Внешняя мотивация – это те победы, которые могут оценить окружающие люди. Сюда относят материальный достаток, власть, высокий социальный статус. Большинство людей мотивировано внешней мотивацией и конечной их целью является достижение более комфортной жизни.

Внутреннюю мотивацию относят к пониманию смысла жизни – это личностный рост, благополучие, помощь окружающим, удовлетворение, получаемое от работы. Человек не может получить удовлетворение от материальных достижений, если получил их способом, перечащим его внутренним ценностям.

Субъективные механизмы становления, характера и направленности лидерства были объяснены З. Фрейдом в его психоаналитической теории. С его позиций, основой лидерства является подавленное либидо, то есть преимущественно бессознательное влечение сексуального характера. Другие психологи трактовали либидо в более широком смысле – в качестве психической энергии вообще. При сублимации, то есть накоплении и переходе в более высокое состояние, либидо начинает проявляться как стремление к творчеству и лидерству. Многие люди преодолевают и подавляют комплексы различной природы посредством занятия руководящей должности, то есть они преодолевают свое чувство неполноценности или некомпетентности. Теория психоанализа также объясняет подчинение лидеру – это субъективное принятие лидерства, которое закладывается в детском возрасте в качестве необходимости авторитетного человека или покровителя. В этом смысле покровительство и авторитет руководителя организации сходны с авторитетом и покровительством главы семьи.

Последователями З. Фрейда – Франкфуртской школой, Адорном и Фроммом, был выявлен особенный тип личности, который предрасположен к авторитаризму и стремится к власти. Личность такого типа формируется в нездоровых условиях общества, которыми порождаются массовые неврозы и фрустрации, то есть подавленное состояние, гнетущее напряжение, тревожность, безысходность и отчаяние.

Замечание 1

Власть для авторитарной личности является психологической потребностью, которая дает возможность избавляться от собственных комплексов через навязывание своей воли окружающим людям.

Авторитарная личность отличается дуалистичностью – с одной стороны, ей характерно проявление некоторых садистских наклонностей, так как для некоторых безграничная власть – это особый тип наслаждения, когда слабость окружающих людей вызывает желание их унижать и презирать. С другой стороны, этот же человек обладает мазохистскими наклонностями – если он сталкивается с превосходящей силой, то он раболепствует перед ее носителем, будет восхищаться и поклоняться ему.

Занимая руководящую должность, такая личность имеет склонность к распространению своей власти на личные отношения с подчиненными, может нарушать их права, заботиться не об интересах дела, а о сохранении или увеличении собственной власти. За деятельностью таких руководителей необходимо осуществлять жесткий контроль.

Выделены следующие типы мотивации лидерства:

  • инструментальная мотивация – по результатам исследований, большинство людей, абсолютно не стремится к власти. Они становятся лидерами, несмотря на то, что сама власть не представляет для них особой ценности. Власть является лишь инструментом или механизмом для получения благ разного рода, ее можно сравнить со средством достижения иных целей: как материальных, к которым относят высокий уровень дохода, престиж, выгодные связи и привилегии, либо духовно-нравственных – достижения высоких целей – ответственности за общее дело, помощь слабым, налаживание дружеских связей внутри коллектива.
  • игровая мотивация – человек воспринимает процесс руководства в качестве увлекательной и захватывающей игры. В таком случае мотивом лидера является непосредственно содержание управленческой деятельности, к которому будет отнесено решение ряда сложных и общественно значимых проблем в ходе организации взаимодействия и общения с людьми.

Развитие лидерства

Определение 1

Развитие лидерства – это процесс целенаправленного формирования и углубления соответствующего ряда качеств.

Чтобы развить лидерство принято использовать следующий ряд процедур:

  • выработать личную мотивированность;
  • развить индивидуальные интеллектуальные и нравственные лидерские качества;
  • обеспечить социальную компетентность лидера и его доброжелательность в отношениях с остальными членами коллектива;
  • приобрести навыки и умения быстрой и правильной оценки ситуации, знание и учет особенностей и интересов членов коллектива. Учет интересов коллектива – это интеграция индивидуальных целей и интересов членов коллектива и общеорганизационных потребностей, а также представительство и защита интересов и отдельных членов коллектива и всего коллектива в целом;
  • сочетать в своей руководящей должности и деятельности черты как формального, так и неформального лидерства, чтобы обеспечить наибольшее доверие со стороны подчиненных и повысить тем самым эффективность работы;
  • устранить деструктивное лидерство. Это может быть достигнуто посредством использования нескольких типов методов: индивидуальных бесед, приближения лидера к руководству компании, проявление особого внимания к лидеру со стороны руководства, назначение неформального лидера на формальную руководящую должность. Обычно такие способы не вызывают болезненной реакции со стороны подчиненных, то есть последователей, отсутствует протест с их стороны, так как адекватное оценивание лидерских качеств человека, за которым они готовы следовать, является по их мнению, справедливым. Однако такой метод может считаться эффективным только в той ситуации, когда неформальный лидер проявляет готовность к изменениям собственных взглядов и ориентаций и подчинению своей активности целям всей организации и коллектива.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :