Атрибутивное лидерство


Атрибутивное лидерство

Лидерство в организации

Феномен лидерства существует в рамках групповых отношений и динамики и опирается на властные взаимоотношения между лидером и последователями, причем источником этой власти всегда выступают последователи.

Лидер выдвигается в группе в тот момент, когда члены группы испытывают необходимость в удовлетворении групповых потребностей, таких как потребность в защите, общении, идентификации и т.д., однако не в состоянии удовлетворить их самостоятельно. На роль лидера выдвигается человек по совокупности своих качеств способный, с точки зрения последователей, разрешить сложившиеся противоречия, наиболее отвечающий стереотипизированному образу лидера.

Группа, в которой происходит выдвижение лидера, по своему генезису может быть формальной или неформальной. Лидер, выдвигающийся в ней, соответственно также может быть формальным и неформальным.

Формальный лидер – это по сути руководитель группы, который совмещает как управленческие, так и лидерские функции, его позиция подкреплена формальной структурой организации, он обладает более широкими полномочиями и большим набором инструментов воздействия на последователей, а также несет ответственность за деятельность группы в целом и решает задачи, в том числе лежащие за ее пределами, т.е. отвечающие потребностям организации, а не самой группы.

Неформальный лидер, напротив, выдвигается и опирается на авторитет исключительно внутри своей группы, что делает его положение в определенной степени шатким, он ориентирован на регуляцию внутригрупповой деятельности и взаимоотношений, удовлетворение групповых потребностей и несет ответственность только за личные решения.

Вместе с тем, в формальной организации могут существовать неформальные группы, что в свою очередь приводит к сосуществованию формальных и неформальных лидеров, причем данные роли могут принадлежать как одному, но чаще разным членам группы. Слаженные взаимоотношения между формальным и неформальным лидером способствуют продуктивной деятельности группы, в то время как конфликт приводит к падению ее продуктивности.

Замечание 1

Рассматривая феномен атрибутивного лидерства следует учитывать, что речь идет прежде всего о формальном лидерстве, т. е. о совмещении одним лицом позиций лидера и менеджера.

Атрибутивный подход к лидерству

Атрибутивный подход строится на основании теории атрибуции, стремящейся раскрыть причинно-следственные связи поведения личности и ответить на вопросы почему человек ведет себя определенным образом и как мы можем повлиять на это поведение.

В основе атрибутивного подхода лежит предположение о том, что поведение лидера и последователя взаимно влияют друг на друга. Весь процесс данного взаимодействия можно представить в виде модели, содержащей три блока:

  1. Оценка качества работы сотрудника
  2. Определение причин неудовлетворительного качества работы
  3. Оказание воздействия на сотрудника

Исследователи атрибутивного подхода (Грин, Митчелл) исходят из положения о том, что лидер не имеет возможности непосредственно наблюдать за деятельностью своих последователей. Соответственно он нуждается в опосредованных источниках информации и критериях, для осуществления своей деятельности. Критериями низкого качества работы могут выступать большое количество брака, неудовлетворительное поведение сотрудника (опоздания, конфликты, нарушение дисциплины и т.д.), большое число отходов и т.д. Если деятельность сотрудника была признана непригодной, лидер начинает собирать информацию о причинах такого результата. Всего он может опираться на три источника информации – личность последователя, характер работы и окружение. При этом проверяются три основных критерия:

  1. Отличительные особенности
  2. Последовательность
  3. Степень уникальности

Т.е. атрибутивный лидер рассматривает вопросы – может ли данное поведение быть отличительной особенностью конкретного трудового задания, насколько сотрудник последователен в его проявлении, а также характерно данное поведение только для него или для всей группы. Соотнося между собой данные параметры лидер принимает решение о том, какой группе причин принадлежит ответственность за сложившуюся ситуацию – внутренним, т.е. результат следствие недоработки самого сотрудника, или внешним, т.е. результат связан с чрезмерной нагрузкой, неподходящими условиями и т.д.

Когда вопрос о причинах решен лидер предпринимает определенные шаги к их разрешению, например, использует санкции против недобросовестного сотрудника или нормализует условия трудовой деятельности.

Однако, как было выявлено в дальнейших исследованиях, отношения атрибутивного лидерства на этом не заканчиваются, т.к. последователи наблюдая реальное поведение лидера выносят из него определенные уроки и меняют собственное поведение, что в свою очередь отражает и на характере их работы, и уже по известной схеме влияет на поведение самого лидера. Таким образом отношения лидер-последователи развиваются по диалектической спирали которая может быть восходящей, т.е. двигаться в сторону увеличения эффективности взаимодействия или нисходящей – ведущей к ухудшению взаимоотношений и их разрыву.

Модель Врума

Замечание 2

Центральной проблемой атрибутивного подхода к лидерству является наличие атрибутивных помех – устойчивых стереотипов о причинах того или иного поведения сотрудников, основанных на привычке лидера отдавать предпочтение внутренним причинам, недостатке информации, гендерных стереотипах и т.д.

Для корректировки данного эффекта В. Врумом, совместно с Уэттоном и Яго, была предложена модель, содержащая правила по выбору наиболее подходящего стиля лидерства. Всего исследователи рассматривают три лидерских стиля – авторитарный, когда решения принимаются лидером единолично на основании той информации что у него есть, либо собранной от последователей, консультативный, когда лидер совместно с последователями обсуждает условия задачи и возможные варианты, но решение принимает сам, и групповой, когда решение принимает всем коллективом в целом.

Выбор наиболее эффективного стиля обеспечивается 7 правилами:

  • Правило информации – если информации недостаточно, авторитарное решение недопустимо.
  • Правило совместимости целей – если подчиненные не разделяют цели организации, то групповое решение недопустимо.
  • Правило неструктурированной проблемы – если информации недостаточно, проблема сложна и не описана, то следует прибегнуть к групповому или консультативному решению.
  • Правило одобрения – когда для эффективно работы важно, чтобы решение было одобрено коллективом следует исключить авторитарный стиль.
  • Правило разногласий – если принятие решение может привести к расколу группы следует использовать групповой стиль.
  • Правило справедливости – если решение не важно, но требуется его одобрение следует использовать групповой стиль.
  • Правило приоритетности одобрения – когда решение важно, требует одобрения и подчиненным можно доверять, следует использовать групповой стиль.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :