История и развитие лидерства


История и развитие лидерства

История изучения лидерства

Определение 1

Лидерство представляет собой ведущую роль одного из членов группы, обусловленную его личностной эффективностью и дающую определенные преимущества.

Проблема лидерства фигурирует в работах ученых, написанных задолго до возникновения психологии. Лидерство ими рассматривалось прежде всего с точки зрения политического или духовно-религиозного превосходства, применительно к светским и духовным владыкам. Так, Платон считал, что идеальный государь должен обладать такими качествами, как разумение и рассудительность. Эффективный правитель в восточной философской системе Конфуция должен был иметь много положительных качеств, основанных на умеренности: не расточителен в доброте, в принуждении не вызывает гнева, в своем желании не переходит в жадность, в почтении к себе не бывает жесток.

Проблема лидерства была подробно рассмотрена в трудах Лао-цзы. Он давал классификацию успешных правителей, где на первом месте у него стоял правитель, которого не замечают, на втором - которого народ любит, на третьем - которого боится, и на последнем - которого ненавидит.

Макиавелли придерживался идеи, согласно которой для истинного самодержца власть будет ценна не сама по себе, а как средство достижения своей политической цели. Правитель должен уметь проникать в мысли своих людей, отгадывать самые сокровенные желания их души, тогда он сможет успешно ими управлять.

Ницше видел в лидерстве естественное желание человека, на пути реализации которого встают такие силы, как мораль и нравственность. Однако они представляют атрибуты слабых, которые настоящий лидер способен и имеет полное право игнорировать, чтобы они не сковывали его гений.

Похоже рассматривал феномен лидерства Фрейд. Он считал, что вытесненные человеком недопустимые желания и стремления способны сублимироваться и принимать социально приемлемую форму в виде стремления к лидерству. Он уподоблял лидера главе семьи, указывая, что как семья не может обойтись без отца семейства, так и общество не может функционировать без наличия у него лидера. Авторитет лидера в обществе основывается на том, что лидер уподобляется отцу.

Как способ компенсации внутреннего чувства неполноценности интерпретировал лидерство Адлер. Социолог М. Вебер говорил о появлении лидеров в периоды коренных изменений в истории, на изломах времени.

Отечественные подходы к рассмотрению лидерства

В отечественной психологии также прослеживается изменение взглядов на природу и феномен лидерства. Долгое время феномен лидерства и руководства не затрагивался, а сами понятия разделялись. Само лидерство определялось исключительно как отношения в группе, существующие на основе вертикали власти, когда есть руководящий и подчиняющийся. В качестве примера можно привести таких исследователей советской школы, как В. Д. Гончарова, Ю. П. Степкина, Н. С. Жеребова.

Б. Д. Парыгин выделил специфические черты лидера и руководителя:

  1. лидер отвечает за межличностные отношения в группе, а руководитель - официальные;
  2. лидерство отражает условия микросреды, руководство - макросреды;
  3. лидерство складывается стихийно, руководитель - назначается;
  4. лидер зависит от настроения коллектива и более подвержено изменениям, чем руководство;
  5. руководитель обладает широким набором санкций, которыми лидер не обладает;
  6. руководитель связан в принятии решения многими формальными обстоятельствами, в то время как лидер принимает решение сам и прежде всего на основе собственных взглядов.

В ходе исследований Е. С. Кузьмин и И. П. Волков показали, что функции руководителя и лидера могут совпадать, они способны взаимовлиять и вступать в активное взаимодействие.

В современной психологии особое внимание сконцентрировано на следующих проблемах лидерства:

  • влияние личностных установок, идеалов и взглядов лидера на осуществление им власти;
  • мотивация лидерства и формы его проявления;
  • формирование политического лидерства и влияние на данный процесс исторических условий;
  • взаимовлияние политических лидеров и народных масс.

Развитие лидерства в онтогенезе

Замечание 1

Говоря о теориях возникновения лидерства, авторы делятся на тех, кто придерживается точки зрения о врожденности качеств лидера, с одной стороны, и тех, кто считает, что лидерами становятся личности в процессе своего развития, с другой.

С точки зрения Дж. Бойетт способность быть лидером является генетически обусловленной, т.е. существуют определенные врожденные умственные и физические способности, которые можно определить термином задатки. Наиболее полно концепция задатков была развита в отечественной психологии. Задатки являются морфофизиологическими особенностями человека, свойствами нервной системы, из которых при определенном влиянии разных факторов развиваются способности. Высшая степень способностей - гениальность.

В формировании лидера большую роль играет вовлечение его в деятельность по организации деятельности. Выделяют разные уровни факторов развития лидерства. Макро-факторы связаны с социально-политическими, социально-экономическими и культурными особенностями среды, в которых пребывает личность. Мезо-факторы представляют условия, существующие в рамках конкретных организациях. Микро-факторы являются влиянием его ближайшего окружения.

Лидер выступает как носитель важнейших социальных и психологических качеств, на первое место среди которых выходят волевая саморегуляция, настойчивость, независимость, способность быстро адаптироваться, инициативность, самокритичность, психическая устойчивость, оптимистичность, надежность, решительность.

Дж. Максвелл, указывая, что способности к лидерству развиваются, выделял несколько механизмов их формирования:

  • развитие природных свойств: реализация природных генетически заложенных способностей к лидерству. Развитие происходит в процессе наблюдения за другими лидерами, обладают самодисциплиной, осваивают дополнительные способности;
  • обучение: освоение теории и практики лидерства, наблюдение за лидерами.
  • потенциальные лидеры: формирование себя как лидера началось недавно, используют как целенаправленное обучение, таки стихийное наблюдение;
  • ограниченные лидеры: при огромном желании стать лидерами мало уделяют внимания теории и практике лидерства, стремясь действовать прежде всего на своем опыте, что приводит к частым ошибкам и проблемам с коллективом.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :