Лидерство представляет собой ведущую роль одного из членов группы, обусловленную его личностной эффективностью и дающую определенные преимущества.
Проблема лидерства фигурирует в работах ученых, написанных задолго до возникновения психологии. Лидерство ими рассматривалось прежде всего с точки зрения политического или духовно-религиозного превосходства, применительно к светским и духовным владыкам. Так, Платон считал, что идеальный государь должен обладать такими качествами, как разумение и рассудительность. Эффективный правитель в восточной философской системе Конфуция должен был иметь много положительных качеств, основанных на умеренности: не расточителен в доброте, в принуждении не вызывает гнева, в своем желании не переходит в жадность, в почтении к себе не бывает жесток.
Проблема лидерства была подробно рассмотрена в трудах Лао-цзы. Он давал классификацию успешных правителей, где на первом месте у него стоял правитель, которого не замечают, на втором - которого народ любит, на третьем - которого боится, и на последнем - которого ненавидит.
Макиавелли придерживался идеи, согласно которой для истинного самодержца власть будет ценна не сама по себе, а как средство достижения своей политической цели. Правитель должен уметь проникать в мысли своих людей, отгадывать самые сокровенные желания их души, тогда он сможет успешно ими управлять.
Ницше видел в лидерстве естественное желание человека, на пути реализации которого встают такие силы, как мораль и нравственность. Однако они представляют атрибуты слабых, которые настоящий лидер способен и имеет полное право игнорировать, чтобы они не сковывали его гений.
Похоже рассматривал феномен лидерства Фрейд. Он считал, что вытесненные человеком недопустимые желания и стремления способны сублимироваться и принимать социально приемлемую форму в виде стремления к лидерству. Он уподоблял лидера главе семьи, указывая, что как семья не может обойтись без отца семейства, так и общество не может функционировать без наличия у него лидера. Авторитет лидера в обществе основывается на том, что лидер уподобляется отцу.
Как способ компенсации внутреннего чувства неполноценности интерпретировал лидерство Адлер. Социолог М. Вебер говорил о появлении лидеров в периоды коренных изменений в истории, на изломах времени.
В отечественной психологии также прослеживается изменение взглядов на природу и феномен лидерства. Долгое время феномен лидерства и руководства не затрагивался, а сами понятия разделялись. Само лидерство определялось исключительно как отношения в группе, существующие на основе вертикали власти, когда есть руководящий и подчиняющийся. В качестве примера можно привести таких исследователей советской школы, как В. Д. Гончарова, Ю. П. Степкина, Н. С. Жеребова.
Б. Д. Парыгин выделил специфические черты лидера и руководителя:
В ходе исследований Е. С. Кузьмин и И. П. Волков показали, что функции руководителя и лидера могут совпадать, они способны взаимовлиять и вступать в активное взаимодействие.
В современной психологии особое внимание сконцентрировано на следующих проблемах лидерства:
Говоря о теориях возникновения лидерства, авторы делятся на тех, кто придерживается точки зрения о врожденности качеств лидера, с одной стороны, и тех, кто считает, что лидерами становятся личности в процессе своего развития, с другой.
С точки зрения Дж. Бойетт способность быть лидером является генетически обусловленной, т.е. существуют определенные врожденные умственные и физические способности, которые можно определить термином задатки. Наиболее полно концепция задатков была развита в отечественной психологии. Задатки являются морфофизиологическими особенностями человека, свойствами нервной системы, из которых при определенном влиянии разных факторов развиваются способности. Высшая степень способностей - гениальность.
В формировании лидера большую роль играет вовлечение его в деятельность по организации деятельности. Выделяют разные уровни факторов развития лидерства. Макро-факторы связаны с социально-политическими, социально-экономическими и культурными особенностями среды, в которых пребывает личность. Мезо-факторы представляют условия, существующие в рамках конкретных организациях. Микро-факторы являются влиянием его ближайшего окружения.
Лидер выступает как носитель важнейших социальных и психологических качеств, на первое место среди которых выходят волевая саморегуляция, настойчивость, независимость, способность быстро адаптироваться, инициативность, самокритичность, психическая устойчивость, оптимистичность, надежность, решительность.
Дж. Максвелл, указывая, что способности к лидерству развиваются, выделял несколько механизмов их формирования: