Практическая психология представляет собой особый вид деятельности в ходе которого научные представления о психике, ее строении, особенностях и закономерностях функционирования, реализуются во взаимодействии с людьми, для решения определенных задач.
При этом достаточно часто в рамках практической психологии выделяют два русла:
Деятельность практических психологов реализуется в самых разнообразных сферах жизни общество, так как потребность в реализации психологических знаний может возникнуть в любой области где имеют место человеческие взаимоотношения, либо борьба человека с неблагоприятными факторами среды (как природными, так и социальными).
Вместе с тем в существующей практике сложился ряд областей, в которых психологическая деятельность представлена наиболее широко и традиционно:
Следует отметить, что практическая деятельность психолога в различных сферах имеет значительную специфику не только содержательного, но и организационного аспекта. Если психологическая служба в рамках государственных и муниципальных организаций (образования, медицины, силовых ведомств) выстраивается и регулируется согласно регламентированной на законодательном уровне системы, то деятельность психологических служб в рамках коммерческих организаций определяется исключительно внутренними нормативными актами.
Частная психологическая деятельность в настоящее время не регламентирована и никак не регулируется законодательно, что создает возможность для спекулятивных действий лиц не имеющих психологической квалификации.
Глобальные задачи практической психологии представлены тремя различными уровнями:
Научно-исследовательский уровень предполагает апробацию и реализацию на практике теоретических моделей и концепций, с целью выявления их адекватности при описании закономерностей и особенностей функционирования психики, а также построения на основе данных моделей практических рекомендаций, методов и методик работы психологов на прикладном и практическом уровнях. Как правило деятельность на научно-исследовательском уровне организуется по принципу сверху-вниз, т.е. основанием для новых разработок выступают научные теоретические концепции, однако может произойти и обратная ситуация, когда практическая методическая наработка (например, комплексная система психокоррекционных мероприятий), становится основой для формирования новых теоретических представлений.
Прикладной уровень задач предполагает обеспечение оптимального функционирования различных систем – от организаций и коллективов, до отдельных индивидуумов, что достигается за счет разработки, создания и внедрения конкретных методических программ – учебных планов и пособий, программ деятельности психологических служб в различных организациях и т.д.
Практический уровень ориентирован на решение конкретных специфических задач, возникающих в деятельности практического психолога, и в значительной степени определяется как спецификой самой сферы занятости, так и непосредственными особенностями той организации, коллектива, личности, с которой проводится работа.
При этом в качестве центральной задачи практического уровня постулируется всестороннее обеспечения развития личности человека, обратившегося за помощью или находящегося в рамках подведомственного коллектива.
Для ее решения психолог обращается к более частным задачам, таким как:
Конкретные задачи практической психологии реализуется в рамках различных направлений деятельности самого психолога.
К основным направлениям традиционно относят:
Вместе данные направления образуют единую систему психопрофилактики, которая включает в себя также мероприятия по психологической реабилитации, сопровождению и профилактике рецидивов.
Психологическое просвещение представляет собой деятельность, направленную на повышение психологической культуры и осведомленности населения, привитие азов психологической грамотности, обеспечивающей предупреждение психологических трудностей и возможность своевременного обращения к специалистам при возникновении психологических проблем.
Психологическая диагностика решает задачи, направленные на выявление личностных особенностей, сбор анамнеза конкретного клиента, для обоснования выбора цели, методов, тактики дальнейшей работы.
Психологическое консультирование направлено на решение задач по преодолению психологических трудностей в жизни личности, обеспечению запросов по самопознанию и саморазвитию, с помощью психологической беседы.
Психокоррекция представляет собой направление, ориентированное на воздействие на личность с целью развития отдельных сфер, качеств, процессов психики, либо обучения навыкам компенсации.
Психотерапия оказывает терапевтическое воздействие на личность пациента с целью приведения в соответствии с адаптационной нормой ее поведенческих, эмоциональных проявлений, личностных и характерологических особенностей.