Житейская психология – это совокупность психологических знаний, присущих человеку на основе его жизненного опыта, наблюдения и стереотипных установок.
В качестве субъекта житейской психологии может выступать любой человек. В процессе жизнедеятельности накапливается опыт, который позволяет человеку судить о настроении, причинах действий, взглядах того или иного человека. Так, маленький ребенок быстро научается распознавать настроение и реакцию мамы и других близких родственников и корректировать собственное поведение с учетом этого знания.
Эта особенность субъекта житейской психологии детерминирует то, что будет являться его объектом. В первую очередь, это сам человек, его окружение, а также взаимодействие между ним и обществом. Способы получения житейских психологических знаний достаточно разнообразны, это:
Житейский психолог, основываясь на жизненных наблюдениях, субъективных переживаниях, может достаточно четко прогнозировать поведение другого человека в обычной ситуации, но в ситуации чрезвычайной, его прогноз может не совпасть с реальностью, т.к. глубина его знаний поверхностна и ограничена.
Научная психология – это совокупность теоретически и практически проверенных знаний о закономерностях и механизмах функционирования психики.
Психология как наука представлена фундаментальными (общая психология) и специальными (психология спорта, военная, педагогическая, экспериментальная, экопсихология и т.д.) отраслями научных знаний. Они отражены в учебной литературе, в научных монографиях, с научных статьях, психологических справочниках. Научная психология изучается и познается через учебную деятельность. Субъектом научной психологии является психолог – человек, получивший профессиональное образование по данному направлению.
С помощью специально организованных исследований психологи получают новые знания о психике человека, эти данные объясняются и систематизируются, составляют научные теории. Научная психология отвечает на те вопросы, с которыми в повседневной жизни обыденный психолог никогда не справится.
Однако, не смотря на огромные преимущества научной психологии, научные знания все же имеют ряд недостатков. К их числу относится чрезмерный академизм знаний, частая оторванность от практики (абстрагированность), а также формализованность.
Знания житейской психологии всегда конкретны, в то время как научная психология стремится обобщить полученные данные. Во многом житейская психология интуитивна, основывается на «чувстве», научная же психология стремится к объективности и рациональности, основывается на многочисленных научных методах, в том числе научном эксперименте. В ней нет присущего житейскому знанию эмоциональности и ситуативности, она стремится к систематизированности своего знания, к его логической последовательности и интерпретации.
Отсюда появляется следующий критерий их сравнения – уровень точности. Житейская психология зачастую ошибается, точность же научных знаний всегда выше. Житейской психологии присуща практическая ориентированность на решение обыденных жизненных задач, в то время как сфера применения научных знаний чрезвычайно высока, и психологические знания могут быть применены в любой отрасли, где задействован человек.
Если рассматривать в историческом контексте, житейская психология появилась намного раньше и более устойчива. Она идет из поколения в поколение, передаваясь через народную мудрость, сказки, пословицы и поговорки. Элементарными психологическими знаниями обладает каждый человек. Научная же психология ограничена сферой своих специалистов, более подвержена влиянию научных поворотов и кризисов.
Однако полностью противопоставлять житейскую и научную психологию не стоит – и та, и другая стремятся постичь самое загадочное природное образование – человека и его психику. Житейская психология лежит в основе многих психологических открытий. И самыми эффективными являются те научные знания, которые представляют собой синтез научных и житейских знаний.