Темперамент представляет собой динамическую характеристику психической деятельности.
Это интегративное свойство нервной системы (согласно Павлову), выражающееся в сочетании свойств процессов возбуждения и торможения, а именно силе, уравновешенности и подвижности. На основании этих свойств Павловым были выделены четыре типа темперамента.
Сангвиник. Сильный, уравновешенный, подвижный тип. Нервная система индивида характеризуется большой силой нервных процессов, их уравновешенностью и высокой подвижностью, благодаря чему сангвиник легко включается в деятельность и адаптируется под изменяющиеся условия окружающей среды. Для него характерна высокая сопротивляемость жизненным трудностям.
Холерик. Сильный, неуравновешенный, подвижный тип. В нервной системе холерика характерно преобладание процессов возбуждения над процессами торможения. Он легко включается в деятельность и обладает большой энергией, но ему не хватает сдержанности, усидчивости, спокойствия. Отличается вспыльчивостью.
Флегматик. Сильный, уравновешенный, инертный тип. Сильная нервная система индивида отличается низкой подвижностью. Флегматик устойчив к воздействию сильных и длительных раздражителей, однако плохо переключается между разными видами деятельности, медленно реагирует на новые раздражители.
Меланхолик. Слабый тип. Для нервной системы характерна слабость как процессов возбуждения, так и процессов торможения. Меланхолик плохо переносит воздействие длительных и сильных раздражителей, легко утомляется, несдержан, слабо реагирует на новые раздражители. Сильное внешнее воздействие может привести к нарушению поведения у меланхолика.
Темперамент – это наследуемая и устойчивая характеристика. Тип нервной системы зависит от генетических особенностей индивида. В течение жизни темперамент, как правило, не меняется. Отдельные исследователи допускают возможность изменения типа темперамента в результате длительных однотипных внешних воздействий.
Как свойства нервной системы формирование темперамента тесно связано с созреванием анатомических структур мозга. На первом году жизни ребенка исследователи выделяют три типа нервной системы:
В классическом виде темперамент формируется к четырем-пяти годам жизни ребенка. В дошкольном и младшем школьном возрасте черты темперамента проявляются в поведении ребенка наиболее ярко и непосредственно. По мере развития волевых качеств и саморегуляции личность начинает компенсировать неадаптивные черты темперамента за счет выработки характерологических черт, индивидуальных стилей деятельности, копинг-стратегий поведения.
Знание о темпераментальных особенностях ребенка необходимо для выбора наиболее адекватных и эффективны методов его развития и воспитания.
Например, постановка препятствий может оказывать стимулирующее воздействие на ребенка с сильной нервной системой. Ребенок со слабым типом нервной системы воспримет его как повод для сворачивания процессов деятельности, негативных эмоциональных переживаний по поводу неудачи, потери уверенности в себе.
Можно дать следующие общие рекомендации по организации процесса воспитания: