Темперамент в психическом развитии


Темперамент в психическом развитии

Понятие темперамента

Определение 1

Темперамент представляет собой динамическую характеристику психической деятельности.

Это интегративное свойство нервной системы (согласно Павлову), выражающееся в сочетании свойств процессов возбуждения и торможения, а именно силе, уравновешенности и подвижности. На основании этих свойств Павловым были выделены четыре типа темперамента.

Сангвиник. Сильный, уравновешенный, подвижный тип. Нервная система индивида характеризуется большой силой нервных процессов, их уравновешенностью и высокой подвижностью, благодаря чему сангвиник легко включается в деятельность и адаптируется под изменяющиеся условия окружающей среды. Для него характерна высокая сопротивляемость жизненным трудностям.

Холерик. Сильный, неуравновешенный, подвижный тип. В нервной системе холерика характерно преобладание процессов возбуждения над процессами торможения. Он легко включается в деятельность и обладает большой энергией, но ему не хватает сдержанности, усидчивости, спокойствия. Отличается вспыльчивостью.

Флегматик. Сильный, уравновешенный, инертный тип. Сильная нервная система индивида отличается низкой подвижностью. Флегматик устойчив к воздействию сильных и длительных раздражителей, однако плохо переключается между разными видами деятельности, медленно реагирует на новые раздражители.

Меланхолик. Слабый тип. Для нервной системы характерна слабость как процессов возбуждения, так и процессов торможения. Меланхолик плохо переносит воздействие длительных и сильных раздражителей, легко утомляется, несдержан, слабо реагирует на новые раздражители. Сильное внешнее воздействие может привести к нарушению поведения у меланхолика.

Темперамент – это наследуемая и устойчивая характеристика. Тип нервной системы зависит от генетических особенностей индивида. В течение жизни темперамент, как правило, не меняется. Отдельные исследователи допускают возможность изменения типа темперамента в результате длительных однотипных внешних воздействий.

Влияние темперамента на психическое развитие

Как свойства нервной системы формирование темперамента тесно связано с созреванием анатомических структур мозга. На первом году жизни ребенка исследователи выделяют три типа нервной системы:

  • возбудимая: ребенок остро реагирует на любые внешние и внутренние раздражители, с трудом успокаивается.
  • заторможенная: ребенок слабо реагирует на стимулы, мало проявляет себя в поведении.
  • уравновешенная: активность ребенка соответствует нормам психического развития.

В классическом виде темперамент формируется к четырем-пяти годам жизни ребенка. В дошкольном и младшем школьном возрасте черты темперамента проявляются в поведении ребенка наиболее ярко и непосредственно. По мере развития волевых качеств и саморегуляции личность начинает компенсировать неадаптивные черты темперамента за счет выработки характерологических черт, индивидуальных стилей деятельности, копинг-стратегий поведения.

Знание о темпераментальных особенностях ребенка необходимо для выбора наиболее адекватных и эффективны методов его развития и воспитания.

Пример 1

Например, постановка препятствий может оказывать стимулирующее воздействие на ребенка с сильной нервной системой. Ребенок со слабым типом нервной системы воспримет его как повод для сворачивания процессов деятельности, негативных эмоциональных переживаний по поводу неудачи, потери уверенности в себе.

Можно дать следующие общие рекомендации по организации процесса воспитания:

  • для холерика необходимо устанавливать четкие границы и правила, как можно чаще контролировать результаты его деятельности, в тоже время нужно давать ему возможность реализовывать свою энергию через физическую активность.
  • для флегматика требуется создавать интересы к новым типам деятельности, расширять поведенческий и коммуникативный диапазон ребенка. Не следует заставлять быстро переключаться ребенка с одной деятельности на другую или требовать от него быстрых результатов.
  • для сангвиника необходимо создавать новые привлекательные виды деятельности, контролировать достижения конечного результата, поощрять организованность и самоконтроль.
  • меланхолика рекомендуется морально поддерживать и хвалить за его достижения, оказывать ему поддержку при осваивании новых форм деятельности. Критиковать ребенка стоит в мягкой форме и в индивидуальном порядке, акцентируя внимание на ошибках в действиях, а не на личности самого ребенка.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :