С тех пор, как труд в повседневной жизни ребенка ушел как категория обязательного участия в жизни семьи, оставив лишь после себя некоторые свои формы и самообслуживание, игра стала основной деятельностью в жизни ребенка.
Игра представляет собой ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста, но и в другие этапы его жизни роль игры не менее важна. Игра относится к символико-моделирующему типу деятельности, для которой характерны минимализм и условность. Сущность игры состоит в возможности моделирования, а значит, изучения каких-то существенных сторон того объекта, который она воспроизводит. При помощи игры ребенок в начале эмоционально, а потом интеллектуально осваивает мир человеческих отношений.
Существует множество классификаций игр. В зависимости от того, кто выступает инициатором игры, различают (по классификации С.А, Новоселова):
Исходя из сферы, на развитие которой направлена игровая деятельность, Ф. Фребель выделил несколько видов игры: умственные, сенсорные, моторные игры.
Н. Крупской был положен в основу принцип наличия или отсутствия заранее заданных правил. По ее классификации игры делятся на:
Главная функция игры заключается в воспроизведении в ней общественных отношений и связей, которые существуют во взрослом мире. Прежде всего, игра отражает те отношения, которые существуют между членами одной семьи. Возможно, отсюда и создается иллюзия существования особого детского мира с его правилами.
Неоспоримо дидактическое значение игры. В игровой форме легко усваивается прежде казавшийся сложным материал, в том числе счет или чтение.
Игра является источником развития мотивационно-потребностной сферы. Именно в игре формируются новые мотивы деятельности, ребенок учится ставить задачи и решать их. Действия в игре происходят для достижения чего-то, тем самым в ней воспроизводятся общественные нормы морали и нравственность. Таким образом игра показывает настоящий смысл человеческой деятельности. Игра выступает как форма переработки детского опыта. Новые знания, полученные ребенком, с помощью механизма игры переводятся с поверхностного уровня ознакомления на уровень глубже.
В игре происходит выявление направленности личности ребенка, что выражается в первоначальном наблюдении за деятельностью взрослых, проявлении интереса к профессиям, подражании героям. При этом ребенок как бы примеряет на себя тот или иной образ и дело, размышляет об окружающей его социальной действительности.
На основе игры у ребенка происходит появление таких новообразований, как умение оценивать свои и чужие поступки, взаимодействовать с другими, самоконтроль, самооценка и т.д. Игра придает мощный стимул для развития мышления, в том числе символического, а также воображения. В процессе игры ребенок составляет план, ставит задачи, раздумывает над своей стратегией и поведением, все это – путь к развитию наглядно-образного мышления и высших форм перцептивной деятельности.
Игра способствует развитию эмоционально-волевой сферы. Все игровые события имеют характер отражения или моделирования реальных, поэтому в процессе игры ребенок учится дифференцировать свои эмоции, ощущать смысл своего действия и ответственность за него. С помощью игры раскрываются творческие способности ребенка, открывается простор для его воображения. Сюжетный характер игры способствует ее эмоциональности, что влечет за собой развитие фантазии.