Роль игры в психическом развитии


Роль игры в психическом развитии

С тех пор, как труд в повседневной жизни ребенка ушел как категория обязательного участия в жизни семьи, оставив лишь после себя некоторые свои формы и самообслуживание, игра стала основной деятельностью в жизни ребенка.

Понятие игры и виды игр

Замечание 1

Игра представляет собой ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста, но и в другие этапы его жизни роль игры не менее важна. Игра относится к символико-моделирующему типу деятельности, для которой характерны минимализм и условность. Сущность игры состоит в возможности моделирования, а значит, изучения каких-то существенных сторон того объекта, который она воспроизводит. При помощи игры ребенок в начале эмоционально, а потом интеллектуально осваивает мир человеческих отношений.

Существует множество классификаций игр. В зависимости от того, кто выступает инициатором игры, различают (по классификации С.А, Новоселова):

  • игры, возникающие по инициативе ребенка ( с животными, людьми, сюжетно-ролевые, театрализованные);
  • игры, возникающие по инициативе взрослых (интеллектуальные, забавы, подвижные, музыкальные);
  • народные игры, идущие из исторической традиции (обрядовые, сенсомоторные, забавы).

Исходя из сферы, на развитие которой направлена игровая деятельность, Ф. Фребель выделил несколько видов игры: умственные, сенсорные, моторные игры.

Н. Крупской был положен в основу принцип наличия или отсутствия заранее заданных правил. По ее классификации игры делятся на:

  • творческие, свободные, самостоятельные;
  • игры с правилами.

Значение игры в развитии ребенка

Главная функция игры заключается в воспроизведении в ней общественных отношений и связей, которые существуют во взрослом мире. Прежде всего, игра отражает те отношения, которые существуют между членами одной семьи. Возможно, отсюда и создается иллюзия существования особого детского мира с его правилами.

Замечание 2

Неоспоримо дидактическое значение игры. В игровой форме легко усваивается прежде казавшийся сложным материал, в том числе счет или чтение.

Игра является источником развития мотивационно-потребностной сферы. Именно в игре формируются новые мотивы деятельности, ребенок учится ставить задачи и решать их. Действия в игре происходят для достижения чего-то, тем самым в ней воспроизводятся общественные нормы морали и нравственность. Таким образом игра показывает настоящий смысл человеческой деятельности. Игра выступает как форма переработки детского опыта. Новые знания, полученные ребенком, с помощью механизма игры переводятся с поверхностного уровня ознакомления на уровень глубже.

В игре происходит выявление направленности личности ребенка, что выражается в первоначальном наблюдении за деятельностью взрослых, проявлении интереса к профессиям, подражании героям. При этом ребенок как бы примеряет на себя тот или иной образ и дело, размышляет об окружающей его социальной действительности.

На основе игры у ребенка происходит появление таких новообразований, как умение оценивать свои и чужие поступки, взаимодействовать с другими, самоконтроль, самооценка и т.д. Игра придает мощный стимул для развития мышления, в том числе символического, а также воображения. В процессе игры ребенок составляет план, ставит задачи, раздумывает над своей стратегией и поведением, все это – путь к развитию наглядно-образного мышления и высших форм перцептивной деятельности.

Игра способствует развитию эмоционально-волевой сферы. Все игровые события имеют характер отражения или моделирования реальных, поэтому в процессе игры ребенок учится дифференцировать свои эмоции, ощущать смысл своего действия и ответственность за него. С помощью игры раскрываются творческие способности ребенка, открывается простор для его воображения. Сюжетный характер игры способствует ее эмоциональности, что влечет за собой развитие фантазии.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :