Период школьного возраста, а точнее младшего школьного возраста, охватывает рамки 7-11 лет, за которыми наступает период отрочества или подростковый период развития человека. Школьный возраст представляет собой ответственный этап детства, от успешности его прохождения зависит уровень интеллекта и общего развития личности.
Данный этап начинается с поступления ребенка в школу, что является сильным стрессом для маленького человека. Ему предстоит осваивать новое пространство, новые знания, новые правила, а также устанавливать контакты с новыми взрослыми и своими сверстниками, вливаться в коллектив. Бросить ребенка в такой ситуации нельзя, родители должны оказать ему поддержку, помочь с адаптацией к новым условиям.
Учение, как ведущий вид деятельности в период младшего школьного возраста, представляет собой деятельность, направленную на усвоение знаний, умений и навыков, выработанных человечеством и необходимых для успешного развития личности.
В отличие от других видов деятельности, например, игры, при которой тоже происходило овладение знаниями и навыками, в учении оно выступает как сознательная и самостоятельная цель. Так как в процессе учебной деятельности происходит в конечном счете изменение самой личности, можно сказать, что учение так же выступает как средство саморазвития и самоизменения. В структуру учебной деятельности традиционно включают следующие элементы:
В учебной деятельности очень важным является перенести мотив с широкого социального поля (учится, чтобы много зарабатывать или быть культурным) на узкие социальные мотивы (желание узнать новое), которые имеют специфическое познавательное содержание.
В период ученичества происходят качественные изменения в работе психики. Период младшего школьного возраста является сензитивным для развития навыков учения, самоорганизации и саморегуляции, в этот период необходимо закладывать стремление к познанию окружающего мира.
Большие изменения происходят в процессе мышления – оно переходит от конкретно-образного к словесно-логическому и рассуждающему мышлению. Это оказывает влияние на развитие других психических функций, они интеллектуализируются и осознаются, что проявляется в их произвольности. Перед ребенком ставится задача овладения теоретическими понятиями, что выражается в необходимости развития теоретического мышления, а это приводит к возникновению интеллектуальной рефлексии.
Интеллектуальная рефлексия – это процесс осознания ребенком схем и правил своих действий, приведших к достижению результата.
В связи с началом учения изменения затрагивают все познавательные процессы. Внимание приобретает все больший произвольный характер, изменяется характер его распределения и скорость переключения. Похожие изменения происходят с восприятием, оно становится синтезирующим и устанавливающим связи, связывается с наблюдением и целеполаганием. Для развития памяти и усвоения больших объемов информации необходимо развивать следующие приемы запоминания у детей:
Сильные изменения происходят с личностью ребенка. Учение требует от него развития таких черт, как самостоятельность, ответственность, произвольность, самоконтроль. Ребенок научается не только устанавливать новые взаимоотношения в обществе, но и оценивать как чужое, так и собственное поведение. Он лучше усваивает нормы поведения, которые постепенно из внешних переходят на внутренний план личности.