Развитие психики – это процесс, направленный на приобретение качественных и количественных изменений психики, который помогает ей оформиться и действовать.
Развитие психики ребенка, является процессом, потому что, имеет свою динамику - он начинается в перинатальный период и продолжается до периода взросления.
К признакам психического развития относятся направление деятельности ребенка, а также ее характер и содержание.
Для того чтобы определить, насколько ребенок развит и сформирован психически, выделяют следующие признаки:
Психическое развитие ребенка, происходит при изменении его поведения и всех видов деятельности. В динамике, также изменяется сам процесс деятельности, его содержание, характер. В дальнейшем развитии, деятельность начинает усложняться, и большую роль начинает играть деятельность мыслительная. Происходит изменение межличностных отношения, оценивания своих успехов, достижений и т.д. Поступки все более осознаваемые. Более постоянной становится связь между целью, мотивом и способом ее достижения.
Когда развивается деятельность познавательная, у ребенка пополняется количество информации об окружающей среде. В том числе и информация об окружающем мире становится более глубокой. Познания становятся более систематизированными, имеющими основу и понимаемыми. Знакомые вещи, предметы начинают осмысливаться по - новому. В динамике психического развития знания о мире переходят из разряда – поверхностных знаний, в разряд - осмысленных и систематизированных.
Ребенок со временем учится запоминать то, что более интересно, наблюдать и воспроизводить нужную ему информацию. Учится систематизировать одинаковые предметы, производить умозаключения, а также их перепроверять.
Поэтому, развитие познавательных процессов происходит не только в изменении количества и глубины познаваемого ребенком объекта, но и в овладении им способами познавательной деятельности.
При формировании системы отношений ребенок учится познавать мир, события, общество, самого себя. По мере взросления у ребенка появляются личные правила, принципы, взгляды, отношения. Вначале у новорожденного есть только начальные чувства к окружающему миру – это удовольствие и неудовольствие.
Постепенное развитие сферы эмоциональных отношений приводит к тому, что чувства, которые были ранее (удовольствие и неудовольствие) приобретают новые грани, а также сюда добавляются глубокие переживания. Те предметы, явления которые ранее ребенку были безразличны (к примеру, новые вещи, игрушки, чьи-то поступки и т.д.) начинают приобретать для него значимость. Ребенок старшего возраста испытывает чувства более стойкие потому, что они подкреплены опытом и знаниями.
Из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что человек зрелый по своему психическому развитию – это человек деятельный, мыслящий, а также являющийся полноценным членом общества.
Среди ученых-психологов существует множество различных точек зрения по вопросам связанным с развитием психики ребенка, в частности вопрос о признаках психического развития, является очень спорным. Но, практически все исследователи сходятся на том, что процесс психического развития является очень сложным процессом в социальном обществе.