Познавательное развитие как составляющая психического развития


Познавательное развитие как составляющая психического развития

Понимание развития в психологии

Определение 1

Развитие - процесс перехода из одного состояния в другое. Развитие может быть как нормальным (соответствие течения, темпов и уровня нормам) так и патологическим. По Л. И. Анциферовой развитие - это возникновение качественно новых образований, переход системы психики на новый уровень функционирования.

Развитие не равно росту, рост - количественное измерение, развитие же характеризуется образованием новых механизмов, новообразований, процессов и структур. Развитие происходит неравномерно, через накопление количественных изменений и их преобразование в качественные. Оно гетерохронно и зигзагообразно. Различные психические качества развиваются с разной скоростью. Это приводит к тому, что новые структуры, в некотором отношении, могут функционировать хуже, чем старые. Но, постепенно новые структуры получают большее развитие и старые уходят на второй план. Отсюда возникает принцип необратимости развития, как невозможности полного восстановления предыдущего этапа.  

Психическое развитие

Психическое развитие является динамическим процессом, который начинается еще до рождения человека и длится на протяжении всей его жизни. Происходит накопление количественных  и качественных психических преобразований, структурных изменений. Развитие происходит неравномерно и имеет свой темп: детская психика качественно отличается от психики подростка и  взрослого, имеет более высокие темпы преобразований.

Психическое развитие в теории Ж. Пиаже рассматривается как переход от одной стадии развития интеллекта к другой. Интеллект выступает как “определенная форма равновесия, к которой тяготеют все структуры, образующиеся на базе восприятия, навыка и элементарных сенсомоторных механизмов”. Равновесие достигается за счет таких механизмов как аккомодация и ассимиляция, то есть через модификацию действия и включение объектов в схемы поведения.

Познавательное развитие

Познавательное развитие включает в себя:

  • Ощущение;
  • Восприятие;
  • Внимание;
  • Память;
  • Воображение;
  • Речь;
  • Мышление.

Познание является сложным образованием, которое зависит от множества процессов, которые можно выделить как минимум две группы. Группа процессов, которые обеспечивают получение информации и группа, которая относится к переработке информации. Развитие каждой из сфер познания является важной задачей. Однако, психика является сложно организованной системой и в каждом возрасте тот или иной процесс может выступать ведущим и требовать определенного уровня развития.

В теории Л. С. Выготского выделяется зона ближайшего и актуального развития. Зона ближайшего развития определяет то, какие психические функции находятся в процессе созревания. Это следствие становления высших психических функций, которые развиваются вследствие взаимодействия с миром (формируются в процессе совместной со взрослым деятельности), а далее интериоризируются во внутренний план. Зона актуального развития - этот тот уровень интеллектуального развития, который наличествует у ребенка на настоящий момент времени. Определяется зона развития исходя из того с задачами какого уровня сложности ребенок может справляться самостоятельно. Таким образом, обучение должно находиться в зоне ближайшего, но не уходить далеко от актуального развития. Исследователи неодназначно представляют себе механизмы обучения, однако сходятся в мнение о том, что именно умственное развитие является главным в развитии ребенка дошкольного возраста.

Теория Жана Пиаже

Наиболее влиятельной теорией, отражающей воздействие познавательных функций на психическое развитие является теория Ж. Пиаже. В его теории выделяется следующие стадии интеллектуального развития: сенсомоторная стадия, дооперациональная стадия, стадия конкретных операций и стадия формальных операций.

Сенсомоторная стадия длится от рождения до двух лет, главным достижением является конструирование постоянного объекта, понимание независимого от субъекта существования объектов. В данной стадии выделяют следующие периоды:

  • Преобладают безусловные рефлексы, отсутствует способность думать, ставить цели и выделять себя, как отдельного от мира субъекта;
  • Опыт рефлекторной деятельности подготавливает базу для целенаправленных, рефлексы становятся повторяющимися;
  • Появляется способность воспроизводить действия, вызывающие интерес или приятные переживания;
  • Возрастает способность целенаправленности действий;
  • Расширение поведенческого репертуара, открытие новых способов получения результатов;
  • Появляется способность представлять в символической форме события, не представленные наглядно.

Дооперациональная стадия продолжается от двух до семи лет. Формируются базовые понимания отношений окружающей среды (понимание тождественности, взаимосвязей). В мышлении превалируют ассоциации по смежности, мысль не подчиняется явной логике, что является следствие мыслительного эгоцентризма.

Стадия конкретных операций (семь - двенадцать лет). Наиболее важным образованием в этот период является понимание обратимости, то есть возможности мыслить “в обратном направлении”, от общего к частному и наоборот. Развивается индуктивное мышление, ребенок становится способным к выводу общей закономерности на основании частной.

Стадия формальных операций начинается с двенадцати лет и продолжает развиваться в течении последующей жизни. Развивается способность к классификации, при анализе учитывается большее количество аспектов ситуации, возможность продумывать и моделировать предметы и связи, не существовавшие в опыте, гипотетические.

Замечание 1

Основная теория Ж. Пиаже дополняется и иными его теориями: развитие моральных суждений, перцептивное развитие, развитие памяти, представлений.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :