Проблема возрастной периодизации, не смотря на то, что психологи давно начали ее разрабатывать, является актуальной и на современный день. Суть кроется в многочисленных подходах, которые выбирают психологи для основания периодизации.
Существует два подхода к периодизации психического развития. Согласно стихийному подходу развитие психики человека происходит стихийно, факторы, оказывающее на него влияния, множественны и плохо поддаются регулированию и прогнозированию. Согласно нормативному подходу личность развивается под влиянием целенаправленного процесса обучения и воспитания, потому основные воздействующие факторы могут быть учтены.
Проблемой возрастной периодизации психического развития занимался Л.С. Выготский. Он классифицировал все подходы к возрастным периодизациям на три группы:
Л.С. Выгоский считал проблему периодизации психического развития краеугольным камнем всей возрастной психологии и психологии развития, а также «ключом ко всем вопросам практики».
Одна из самых больших периодизаций психического развития человека была предложена Э.Эриксоном. Его теория во много основывалась на теории Фрейда. Как и Фрейд, он придавал огромное значение сексуальному развитию личности, однако в центр своей теории поставил здоровое психическое развитие личности в ситуации развития нормальных взаимоотношений с окружающей средой.
Эриксон выделил следующие этапы:
Периодизация Эриксона вызывает много критики среди психологов. За однобокость и «психологизацию общественных явлений» его осуждала Анцыферова. По ее мнению, данная периодизация не дает представления о личности, как о целостной структуре.
Данной проблемой Л.С. Выготский занялся в рамках своей культурно-исторической теории. В качестве особого периода им выделялось детство. В своей концепции он исходил из совокупности двух факторов, которые определяют стадии психического развития – новообразования и социальная ситуация развития.
Социальная ситуация развития представляет собой особенности взаимодействия личности с окружающей социальной средой и развитие мотивационно-потребностной сферы.
Новообразования – качественно новое содержание психики, которое формируется в рамках данного периода развития и оказывает детерминирующее влияние на сознание ребенка, его отношение к себе и окружающим.
Согласно Л.С. Выготскому возрастная периодизация представлена следующим образом:
Эльконин выступил как продолжатель идеи Л.С. Выготского. Как и Выготский, в качестве критерия он использовал социальную ситуацию развития, новообразования, а также ведущий вид деятельности, понятие о котором развивал А.М. Леонтьев. В своей периодизации Эльконин выделяет те же возрастные периоды, что и Л.С. Выготский, однако добавляет к ним характеристики ВВД.
Так, в период младенчества ведущей деятельностью выступает эмоциональное общение ребенка с матерью, затем в раннее детство – предметно-орудийная деятельность. На этапе дошкольного возраста ВВД – игра, в младше школьном учеба. Для подросткового возраста центральной деятельностью выступает интимно-личностное общение, а уже в юности учебно-профессиональная деятельность, которая затем переходит в труд в зрелости, который сохраняет значение вплоть до старения.
Таким образом, Эльконин поставил в центр своей периодизации систему взаимоотношений индивида с окружающим миром, при этом непосредственно сама внутренняя психическая жизнь как бы отходит на второй план. Он исходил из принципа, что ребенок не адаптируется к жизни, он уже заранее к ней приспособлен, главная цель заключается в придании созидательного характера его деятельности.