Источники психического развития


Источники психического развития

Теории источников психического развития

В теориях психического развития, которые исследуют источники психического развития, существуют 2 отличных друг от друга, направления:

  1. социогенетичекое;
  2. биогенетическое.

По социогенетическому направлению основой человеческого развития являются условия, существующие в обществе. Представителем этой теории был Дж.Локк. Он предполагал, что малыш, появившийся на свет, является как бы «чистым листом» и все окружающие его люди, могут воспитать в нем, то, что им хочется. То есть считал что, развитие психики ребенка, не зависит от наследственных факторов.

Данные теоретические положения в свое время были достаточно широко распространены. В частности, и в нашей стране (до сер. 80-х годов), поэтому и нашли отклик во многих научных изысканиях.

По биогенетическому направлению, основой развития личности является - наследственный фактор. По этим теоретическим идеям, человеку с рождения присвоены: определенный характер, черты личности, способности поведения, способности и т.д. Здесь, все определяется наследственными факторами, в том числе, от этого зависит, будет ли ребенок одаренным или будет обычным человеком, со средними способностями.

Теория Э.Торндайка

Еще одна идея принадлежала ученому из Америки - Э.Торндайку: он считал, что все что присутствует в человеке дано ему факторами наследственности. То есть это все качества, присутствующие в данном человеке. Все заранее было заложено еще до его рождения в пренатальный период. Затем, после его рождения идет процесс воплощения уже заложенных качеств.

Например, как считал Дж. Дьюи – человеку уже при рождении даны определенные моральные нормы, принципы и ценностные ориентации.

Интересные идеи у научных представителей биогенетического закона, по которым, родившийся ребенок по своему развитию проходит все этапы, которые существовали в историческом прошлом людей.

Пример 1

К примеру, этап земледелия, животноводства и т.д. Только после того, как он пройдет эти этапы в своем развитии, он переходит в этап современного мира. Представители этой концепции, говорили о необходимости дать ребенку свободу в воспитании, чтобы они активно развиваться и затем перейти на уровень современного развития.

Педология

В начале XX века возникла теория развития психики в науке - педология. В этой науке также существовала теория 2 факторов развития:

  1. социальный;
  2. биологический.

В педологии считалось, что эти факторы развития взаимодействуют друг с другом. Хотя теоретического подтверждения у них нет, то проблема о силах двигающих психическое развитие, остается до сих пор открытой.

Терия Л.С.Выготского

В настоящий момент времени, все научные изыскания основываются на теоретических положениях, о биологическом и социальном источниках психического развития, из научных трудов Л.С. Выготского. Он высказывал свои идеи о том, что генетические и социальные факторы, находятся во взаимодействии друг с другом. Они являются одним неразделимым целым.

Два вышеописанных фактора, оказывают влияние на развитие психики человека, в течение всей его жизни. Они проявляются, как было уже сказано выше - в единстве. Только сила воздействия того или иного фактора изменяется в разные возрастные периоды.

Например, простые функции, даны при рождении, т.е. обусловлены влиянием биологического фактора (восприятие, ощущения), а высшие функции (речь, мышление) – это уже влияние факторов социальных.

Замечание 1

В заключение вышесказанного, мы можем сделать вывод о том, что можно определить психическое развитие ребенка, как совокупность и целостность воздействий факторов -социальных и биологических.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :