При поведении исследований психического развития ребенка всегда необходимо придерживаться следующих правил:
Обследование психического развития ребенка, обычно проводится в 2 формах: исследование продольное и поперечных срезов.
При форме продольной, постепенно изучают развитие определенной группы детей на возрастном этапе их развития. Главным вопросом здесь является – прояснение изменений, которые проявляются в психическом развитии ребенка при переходе на следующий возрастной этап.
Например, к продольным исследованиям, можно отнести, постоянно записываемые дневники развития ребенка. Хотя такие записи, имеют много недостатков – у них нет определенной цели, систематики, они не всегда объективны.
Также к данной форме можно отнести и определенного рода экспериментальные работы, где исследование проводилось на определенной группе детей в течение некоторого времени.
Поэтому, при обследовании по продольной форме, ребенок или группа детей, исследуются в течение продолжительного периода их развития. Данный вид исследования занимает много времени и довольно сложный.
При обследованиях в форме продольных срезов, большую значимость приобретает -выборка групп детей по возрасту. Здесь можно отбирать группы детей отличающихся по возрасту на полгода, год и т.д. Хотя, чем малые различия по периоду времени, тем вероятность найти изменения в психическом развитии, становиться больше.
Выборка групп по возрасту, может зависеть от свойств, механизма исследования, а также от длительности исследуемого периода. Как правило, при таком выборе пользуются следующей рекомендацией: чем больше темп развития изучаемого процесса, тем меньшими должны быть периоды времени между отдельными срезами.
Данный метод тоже имеет свои недостатки. Например, сложность исследования этапа перехода в развитии процесса.
При обследовании психического развития детей, применяются методы – наблюдения и эксперимента. Хотя для исследования детей, эти методы имеют свою специфику:
К недостаткам данного метода, можно отнести: невозможность изменять условия, в которых течет процесс наблюдения, а также нет возможности, повторно получить те же условия.
Вследствие, перечисленных недостатков, главным используемым методом исследования, является эксперимент. В данном методе, всегда есть возможность изменить условия, а также возможно выбирать отдельные элементы и проводить исследование по частям.
В применении данного метода, есть тоже ряд особенностей. В основном, это сложности при вовлечении ребенка в условия эксперимента, т.к. его поведение в искусственных условиях может измениться. Особенно трудно в проведении исследований в условиях игры, ребенок будет просто проводить действия со взрослым. Непосредственность игры здесь исчезает.