Понятие ведущего вида деятельности
Понятие ведущей деятельности зародилось в недрах деятельностного подхода, и было разработано А.Н. Леонтьевым.
Определение 1
Ведущий вид деятельности представляет собой деятельность, в рамках которой осуществляется наиболее интенсивное развитие психических функций соответствующих возрастному периоду личности. В рамках ведущего вида деятельности происходит вычленение и формирование психологических новообразований.
С точки зрения отечественной психологической науки именно деятельность выступает той сферой, в рамках которой формируется и проявляется психическая жизнь индивида. Соответственно, разным сензитивным периодам развития психики должны соответствовать различные виды деятельности, через которые личность развивается и проявляет себя.
Психическое развитие ребенка представляет собой цельный единый процесс, для нормального протекания которого необходимо соблюдение генетической преемственности ведущих видов деятельности, т.е. их смена должна происходить в строго определенном порядке и задачи, осуществляющиеся в рамках конкретного вида деятельности, должны быть реализованы в соответствующий возрастной период.
Все виды деятельности можно разделить на два типа: во-первых, это деятельность, в рамках которой ребенок развивает свою мотивационно-потребностную и волевую сферы, во-вторых, деятельность, в которой ребенок осваивает выработанные обществом приемы и навыки взаимодействия с объектами окружающего мира. Первый вид деятельности реализуется через общение ребенка с другими людьми, а в рамках второго происходит развитие познавательных процессов.
Возрастная периодизация ведущей деятельности
- Младенчество (0-1 год) – эмоциональное общение со взрослыми. Реализуется как через уход за ребенком, так и через эмоциональный контакт ребенка и матери. Ребенок учится устанавливать контакт со взрослыми, выражать свои простейшие потребности и состояния.
- Раннее детство (1-3 лет) – предметно-орудийная деятельность. Осуществляется в виде манипуляций с предметами, попыток подражания, способам взаимодействия с предметами взрослыми, манипулятивной имитации трудовой деятельности.
- Дошкольный возраст (3-6 лет) – игра. Представляет собой условную форму реализации трудовой деятельности взрослых, освоение социального опыта взаимодействий со сверстниками, моделирование межличностных контактов во взрослом мире. В процессе игры оттачиваются навыки общения, усваиваются нормы и правила социальной жизни, развивается моторика, гибкость, пластичность, фантазия, мышление, а также другие познавательные процессы.
- Младший школьный возраст (6-10 лет) – учение. Учебная деятельность направлена на непосредственное овладение знаниями, умениями и навыками. Усваивается большой массив приемов взаимодействия с объектами окружающего мира, бурно развиваются познавательные процессы.
- Подростковый возраст (10-16 лет) – интимно-личностное общение. В рамках взаимодействия со сверстниками происходит становление индивидуальности подростка, активное формирование его самооценки и самоотношения, развивается эмоционально-потребностная сфера, способность к рефлексии, к критическому отношению к себе и окружающим. В этот период усваиваются гендерные роли.
- Юношество (17-22 года) – учебно-профессиональная деятельность. Усвоение знаний, умений и навыков будущей профессиональной деятельности. Новый этап освоения способов взаимодействия с объектами окружающего мира на уровне профессионально-трудовой деятельности.
- Взрослость (с 23 лет) – труд.