В настоящее время одной из слабоизученных областей психологии является проблема психических состояний. Это связано с тем, что психические состояния являются периферией между психическими процессами и психическими свойствами. Проблема диагностики заключаются в неопределенности, точнее, относительности границ понятий данных явлений. В связи с этим, появляется новая трудность - подбор диагностического инструментария.
Набор методик, позволяющих изучить, квалифицировать психические процессы либо психические свойства личности, изобилует своим количеством, а вот для изучения психических состояний, наоборот, является крайне малым.
Выделяются всего несколько методов диагностики психических состояний. К таким относятся
Рассмотрим подробно каждую группу методов.
К первой группе, субъектно-оценочных методов, относятся методы диагностирования самооценки психических состояний человека. Что это означает? При помощи таких методов человек самостоятельно осознает, описывает, анализирует собственное состояние.
При работе по диагностированию в данной группе используют как графический метод (построение графиков в виде шкал, градусников), так и опросники.
Использование субъектно- оценочных методов в диагностике психических состояний позволяет верно интерпретировать психическое состояние, степень его интенсивности и «красоты». Под красотой психического состояния необходимо понимать чувства человека начинающиеся от малейших переживай и заканчивающихся восторженностью. Также, данные методы позволяют провести сравнительный анализ относительно картин психических состояний личности и целой группы. Зачастую, при проведении анализа выявляются феноменологическое содержание психологического состояния, что в очередной раз доказывает необходимость глубокого изучения данной проблемы.
Ко второй группе методов, направленных на изучение неосознаваемых компонентов относятся физиологические и психологические проективные методики. Использование физиологических методик позволяет диагностировать функциональное состояние- измерить пульса, частоту дыхания, провести исследование мозга.
Практическая значимость подобного метода диагностирования имеет место в изучении человека при выполнении трудовой деятельности. Считается немаловажным изучение психического состояния трудящегося человека, в силу появления или отсутствия некоторых факторов, способствующих появлению дополнительных элементов состояния- утомление, стресс, апатия. Вариации показателей функционального состояния человека закладываются в создание специализированных тестов, относительно диагностики конкретного органа или системы органов человека. Данные физиологические методы диагностирования способствуют описанию «сдвигов» в функционировании психики.
Что касается психологических проективных методик, позволяющих изучить неосознаваемые компоненты психических состояний, можно сказать, что благодаря им психологи узнают о глубинных, как правило скрытых и даже неосознаваемых, переживаниях. Последние могут быть определены индивидуальными особенностями, либо носить ситуативный характер.
Наиболее известной методикой диагностирования в данной группе методов является разработанная американским психологом и психотерапевтом, Саулом Розенцвейгом «Методика изучения фрустрационных реакций». В данной методике исследуемым предлагались различные ситуации, способствующие удовлетворению собственных потребностей и препятствующих такой деятельности. Предоставленные к решению ситуации позволяли выявить и изучить реакцию на выпавшее препятствие и проанализировать поиск способа выхода из сложившейся ситуации.
Необходимо отметить, что при исследовании психологического состояния человека очень часто наблюдается «защитная» реакция исследуемых. Но именно проективные методы диагностирования способствуют некоторому абстрагированию, отвлечению исследуемых людей или групп, позволяю получать новые сведения в данном направлении.
Изучение экспрессивного компонента психических состояний происходит при использовании методов, описывающих эмоциональный компонент. Как правило, очевидное проявление данного компонента можно увидеть в позах человека, а также в его речи и мимических комплексах его лица. В данной группе можно выделить две подгруппы исследования. Первой подгруппой является исследование собственного выражения эмоциональных состояний- кодирование эмоциональной экспрессии. Ко второй подгруппе относятся исследования узнавания знаков, признаков выражения эмоциональных состояний человека, то есть происходит декодирование эмоциональной экспрессии.
Изучение экспрессивного компонента психических состояний реализуется такими приемами, как наблюдение, фотографирование либо видеозапись. Но при этом, приемы имеют и свои недостатки. К примеру, при прямом наблюдении можно натолкнутся на временные ограничения эмоционального состояния в тот или иной момент.
Каждое эмоциональное состояние имеет свой временной период, и некоторые эмоции, длящиеся доли секунд остаются незамеченными специалистами на звукозаписи и, не говоря, уже о фотографии.
Преимуществом в прямом наблюдении является проведение видеозаписи исследования. В данном случае, возможность изучения экспрессивного компонента увеличивается в разы, так как запись могут использовать уже целая группа специалистов, одновременно изучая и выражение лица, и движения головы и другие эмоционально-выразительные характеристики, отображающие психическое состояние.