Дошкольный период представляет собой этап становления воображения, во время которого данный процесс еще не развернут полностью и протекает главным образом непроизвольно. До трех лет воображение как самостоятельная психическая активность еще не сформировано, оно только закладывается в рамках других психических процессов – прежде всего восприятия и мышления.
В качестве одного из первых самостоятельных проявлений воображения в детстве многие исследователи указывают использование замещений в игровой деятельности. Замещение представляет собой игровую условность, когда один предмет, игрушка, начинает восприниматься и заменяет функции другого предмета, игрушки. Так палка превращается в коня, фломастер в микрофон, коробка в океанский лайнер и т.д.
Воображение, как и любая другая психическая функция развивается в тесной взаимосвязи с социальным опытом и научением ребенка. Первые образцы замещения ребенок усваивает извне – во время игры со взрослым, с другими, старшими детьми, и в последствии воспроизводит. В более позднем возрасте по мере развития речи и расширения опыта ребенка он научается использовать замещение самостоятельно, выбирая новые объекты в качестве заместителя и замещаемого.
Речь оказывает значительное влияние на становление воображения ребенка, как и всей психики в целом. Овладение речью создает широко поле для воплощения детский фантазий – переноса «взрослых» видов деятельности, а также сюжетов сказок, мультиков, книг в игровую ситуацию, позднее сочинение собственных сюжетов и фантазий, установление игровых правил.
Особенностью детского воображения выступает его яркость и нереалистичность. При этом нельзя сказать, что воображение ребенка богаче или креативнее воображения взрослого. Базой воображения является личный и социальный опыт, знания и впечатления ребенка, которых у него значительно меньше. В тоже время из-за слабости процессов волевого контроля и самоуправления непроизвольные проявления воображения, такие как фантазии, грезы способных захватить ребенка целиком и проявляются весьма сильно, что обуславливает их яркость. Для ребенка еще не существует значимых различий между реальным и фантастическим опытом, поэтому встреча с Дедом Морозом, домовым или бабайкой является для него такой же реальной как поездка в зоопарк или соседская злая собака.
Нереалистичность детской фантазии обусловлена тем, что воображение ребенка в большей степени репродуктивно, а не креативно, что в совокупности с низкой критичностью мышления, дает возможность для непринужденного переноса героев и событий сказок, фантастических историй, мультфильмов, игр в реальный контекст без попытки их взаимной адаптации и подведения под «единую» базу. Поэтому баба Яга может спокойно соседствовать с зелеными человечками из НЛО и покемонами, втягиваясь в единый сюжет.
Вместе с тем ряд исследователей (Дружинин, Хазратова) отмечают возрастной период от трех до шести лет, как наиболее сенситивный для развития воображения. Особое значение данного периода обусловлено рядом факторов:
Исследователями был проведен формирующий эксперимент в рамках которого создавалась специальная среда, направленная на развитие воображение детей. Основными параметрами по которым оценивался прогресс творческой способности были продуктивность и самостоятельность деятельности воображения. В список специальных условий входили:
По результатам исследования был отмечен значительный рост воображения, причем у детей младшей группы (3-4 года) в большей степени возросла самостоятельность воображения, как способность самим инициировать и придумывать игры, сюжеты, в то время как у старшей группы (5-6 лет), в большей степени выросла продуктивность воображения, т.е. разнообразие и продуманность самих сюжетов, при этом для организации игрового процесса им часто требовалась помощь взрослого, а степень оригинальности решений была ниже, чем у более младшей группы.
Также исследователи отметили, что у некоторых детей вслед за ростом креативности следовал период повышения тревожности и агрессивности, после которого уровень творческой способности снижался. Авторы связывают это с тем, что высокая креативность, непосредственно реализуемая в условиях высокой неопределенности, постоянных выборов, самостоятельности, оказалась стрессовым фактором для некоторых детей, в то время как ее снижение позволяло перейти к более шаблонным, а потому менее энергозатратным решениям.