Психология, как наука о закономерностях возникновения, развития и функционирования психики, занимает промежуточное место в системе наук, не относясь в полной мере ни к естественно-научным, ни к гуманитарным дисциплинам. Выделение психологии как самостоятельной науки из недр философии непосредственно связано с принятием естественно-научной парадигмы проведения исследовательской работы. Ее основные положения связаны с требованиями объективности получаемых данных, воспроизводимости результатов, их количественной выраженности. Введение таких количественных методов исследования как эксперимент, тестирование, позволили значительно продвинуться в изучении психологических феноменов и взаимосвязей между ними благодаря использованию больших выборок, многократной перепроверки результатов, возможности контроля переменных и последующей математической обработки данных.
В то же время, предмет психологической науки – психика, является нематериальным продуктом материального носителя – мозга и нервной системы. Нематериальных характер психики делает невозможным ее непосредственное изучение, фиксацию собственных параметров психический явлений. В естественно-научной парадигме данное противоречие было решено за счет введения переменных – реально существующих признаков объекта исследования, динамику которых можно измерить и выразить в количественном эквиваленте. Однако подобное решение приводит к определенной редукции психического в простую совокупность свойств и качеств, а также создают проблему частого несоответствия измеряемой переменной изучаемому параметру.
Гуманитарная парадигма, оперирующая качественными методами исследования, разрешает проблему нематериальности психики за счет разностороннего, глубокого и всеобъемлющего исследования своего объекта. Такие методы как наблюдение или анализ продуктов деятельности позволяют фиксировать не только переменные выражаемые в количественном отношении, но и факты психологической жизни респондента, которые нельзя превратить в цифры. Качественные методы позволяют раскрыть личность испытуемого во всем ее многообразии, изучить сложные взаимоотношения различных ее конструктов, однако ярко выраженная установка на понимание и принятие психологической реальности респондента приводит к снижению объективности получаемых данных.
Объект – это некоторый участок реальности, совокупность психологических феноменов, которые существуют независимо от исследователя, но могут выступать источником информации.
В качестве объекта психологического исследования могут выступать:
Существует позиция согласно которой объектом исследования может выступать животное, индивид, группа или общность людей. Однако она подвергается достаточно серьезной критике. Основным аргументом выступает непомерное расширения объекта исследования, так как человек, общество или животные являются одновременно объектами исследования других наук. В тоже время смысл формулирования объекта состоит именно в том, чтобы сузить область исследования, показать его специфику в сравнении с другими исследованиями, конкретизировать тот участок реальности, который находится в фокусе внимания исследователя. Формулировка объекта, как совокупности респондентов, создает парадоксальную ситуацию, что в рамках исследования изучается не свойство или качество, а человек целиком, в совокупности его биологических, социальных и прочих характеристик, которые являются предметами изучения других наук.
Например, для исследования по теме «Особенности формирования созависимых отношений у девушек в пубертатный период», корректной станет формулировка объекта: «Созависимость как психической расстройство личности». Объект сформулированный как: «n-количество девушек в возрасте от 12 до 16 лет», наоборот ни коим образом не отражает направленность исследования.
Предмет – это то, что необходимо выявить, т.е. конкретные свойства или особенности объекта познания, фокусируемые исследователем в конкретных исторических условиях.
В качестве предмета психологического исследования могут выступать:
Предмет всегда уже объекта исследования и носит более прикладной характер. Если объект отражает некую область психической реальности, то предмет конкретизируется на ее проявлениях, связях, причинах или динамике в определенных условиях. Таким образом для одного и того же объекта можно сформулировать множество предметов исследования в зависимости от его целей.
Для определения предмета исследования необходимо ответить на вопрос: «Что изучается?». Рассматривая динамику или особенности какого-либо психического процесса, или явления, необходимо помнить, что они фиксируются на протяжении определенного промежутка времени и у определенного круга лиц, что также является существенной характеристикой получаемого знания. Если в исследовании ставится цель активно повлиять на формирование какого-либо качества, данная установка также должна быть отражена в предмете.
Например, для исследования по теме «Коррекция агрессивного поведения младших школьников средствами арт-терапии» в качестве корректного предмета может выступить следующая формулировка: «Динамика агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста, подвергшихся коррекционному воздействию с применением методов арт-терапевтии».