Гештальт-техники
Техники, которые использует гештальт-терапия, группируются вокруг двух основных направлений работы. Они называются игры и принципы. Принципы вводят на начальной стадии терапевтической работы, их не очень много, а число игр при этом не ограничено. Принципами указываются предпочтительные направления поведения и условий, которые благоприятно влияют на расширение осознания и наиболее полный контакт с окружением и с самим собой.
Определение 1
Технические процедуры принято называть гештальт-играми.
Сюда относят различные действия, которые выполняются пациентами по предложению психотерапевта и которые способствуют более непосредственному взаимодействию со значимым содержанием и переживанием. Этими играми предоставляется возможность экспериментирования с самим собой и с другими участниками группы. В ходе игры участники группы примеряют на себя разнообразные роли, входят в различные образы, отождествляют себя со значимыми чувствами и переживаниями, отчужденными частями личности и интроектами.
Цель игр-экспериментов - достичь эмоциональное и интеллектуальное прояснение, которое приводит к личностной интеграции. Эмоциональное осознание представляет собой момент самопостижения, при котором человек говорит «ага», что по мнению Перлза является чем-то, что происходит, когда что-то защелкивается, при попадании на свое место; каждый раз при закрытии гештальта можно слышать этот своеобразный «щелчок». При накоплении фактов эмоционального прояснения происходит и интеллектуальное прояснение.
Замечание 1
Количество игр не ограничивается в связи с тем, что психотерапевт использует основные принципы гештальт-терапии и может создать ряд новых игр или модифицировать уже известные для него.
Наиболее известные игры-эксперименты
- Диалог между частями, составляющими собственную личность индивида. В ситуации, когда у пациента отмечается фрагментация личности, психотерапевт может предложить следующий эксперимент: проведение диалога между значимыми фрагментами личности индивида, то есть между агрессивными и пассивными, теми, которые нападают и защищаются. Это может быть диалог со своими собственными чувствами, например, с испытываемой тревогой или страхом, а также с отдельными частями и органами своего тела, а также с воображаемым человеком, значимым для пациента. Техника игры представляет собой следующее: напротив стула, занятого пациентом, так называемый «горячий стул», расположен пустой стул, на который должен сесть воображаемый собеседник. Пациент должен поочередно садиться то на один стул, то на другой, проигрывая диалог и стараясь максимально отождествлять себя с различными частями собственной личности.
- Совершение кругов. Пациент должен пройти по кругу и задать каждому из участников волнующий его вопрос, например, выяснить, как его оценивают со стороны, что они думают о нем, либо же выразить свои собственные чувства и эмоции по отношению ко всем остальным членам группы.
- Незаконченное дело. Любой незавершенный гештальт по своей сути является незаконченным делом, которое требует завершения. По своей сути, всю гештальт-терапию можно свести к завершению незаконченных дел. Большинство люде имеют за плечами массу неулаженных вопросов, которые связаны с их родственниками, родителями и пр. Наиболее часто они представлены невысказанными жалобами и претензиями. Пациенту предлагают посредством использования приема пустого стула высказать собственные чувства по отношению к воображаемому собеседнику, либо обратиться непосредственно к тому из участников психотерапевтической группы, который имеет непосредственное отношение к незаконченному делу.
Замечание 2
Гештальт-психотерапевты отметили, что наиболее часто и важно испытываемое чувство обиды. Именно с этим чувством чаще всего приходится работать в игре, которую начинают словами «Я обижен».
- Проективная игра возникает, когда человек заявляет, что какой-то другой человек имеет некоторое чувство или черту характера, его просят проверить, не выступает ли это в качестве его проекции. Пациент должен разыграть проекцию, то есть примерить на себя рассматриваемую черту или чувство. Так, пациент, который говорит, что испытывает к себе жалость, должен разыграть роль человека, который вызывает жалость, в момент, когда подходит к каждому участнику группы и вступает с ним во взаимодействие. Постепенно, вживаясь в роль, человек начинает раскрывать свою личность, причем может произойти интеграция отвергаемых до этого сторон личности.
- Реверсия, то есть выявление противоположного. Явное поведение пациента зачастую является защитной реакцией, которая сковывает его противоположные тенденции. Чтобы пациент мог осознать скрытые желания и противоречивые потребности, он должен сыграть роль, которая будет противоположна той, которая демонстрируется им в группе. Например, пациентка, которой характерны манеры «душки» должна сыграть роль агрессивной, высокомерной и задевающей окружающих женщин дамы. Благодаря такому приему можно достичь более полного соприкосновения с теми сторонами личности, которые до этого были глубоко спрятаны.
- Упражнения на воображение. Этими упражнениями иллюстрируются проекции и они способствуют идентификации участников группы с отвергаемыми ими аспектами собственной личности. К таким упражнениям относят очень популярную игру под названием «Старый заброшенный магазин». Пациент должен закрыть глаза, расслабиться, а затем представить, что он поздней ночью идет по узкой маленькой улице мимо заброшенного старого магазина. Окна магазина грязные, но если в них заглянуть, то можно рассмотреть какой-то предмет. Пациент должен внимательно рассмотреть этот предмет, а затем, отойдя от магазина на некоторое расстояние, подробно описать предмет, который он только что видел. Далее, пациент должен вообразить себя в качестве этого предмета, и от первого лица описать свои чувства, ответив на вопрос, почему же его оставили в этом старом магазине, с чем можно сравнить его существование.
Замечание 3
Идентифицируя себя с какими-либо предметами, пациенты проецируют на них какие-либо собственные личностные проблемы.