Гештальт-техники


Гештальт-техники

Гештальт-техники

Техники, которые использует гештальт-терапия, группируются вокруг двух основных направлений работы. Они называются игры и принципы. Принципы вводят на начальной стадии терапевтической работы, их не очень много, а число игр при этом не ограничено. Принципами указываются предпочтительные направления поведения и условий, которые благоприятно влияют на расширение осознания и наиболее полный контакт с окружением и с самим собой.

Определение 1

Технические процедуры принято называть гештальт-играми.

Сюда относят различные действия, которые выполняются пациентами по предложению психотерапевта и которые способствуют более непосредственному взаимодействию со значимым содержанием и переживанием. Этими играми предоставляется возможность экспериментирования с самим собой и с другими участниками группы. В ходе игры участники группы примеряют на себя разнообразные роли, входят в различные образы, отождествляют себя со значимыми чувствами и переживаниями, отчужденными частями личности и интроектами.

Цель игр-экспериментов - достичь эмоциональное и интеллектуальное прояснение, которое приводит к личностной интеграции. Эмоциональное осознание представляет собой момент самопостижения, при котором человек говорит «ага», что по мнению Перлза является чем-то, что происходит, когда что-то защелкивается, при попадании на свое место; каждый раз при закрытии гештальта можно слышать этот своеобразный «щелчок». При накоплении фактов эмоционального прояснения происходит и интеллектуальное прояснение.

Замечание 1

Количество игр не ограничивается в связи с тем, что психотерапевт использует основные принципы гештальт-терапии и может создать ряд новых игр или модифицировать уже известные для него.

Наиболее известные игры-эксперименты

  1. Диалог между частями, составляющими собственную личность индивида. В ситуации, когда у пациента отмечается фрагментация личности, психотерапевт может предложить следующий эксперимент: проведение диалога между значимыми фрагментами личности индивида, то есть между агрессивными и пассивными, теми, которые нападают и защищаются. Это может быть диалог со своими собственными чувствами, например, с испытываемой тревогой или страхом, а также с отдельными частями и органами своего тела, а также с воображаемым человеком, значимым для пациента. Техника игры представляет собой следующее: напротив стула, занятого пациентом, так называемый «горячий стул», расположен пустой стул, на который должен сесть воображаемый собеседник. Пациент должен поочередно садиться то на один стул, то на другой, проигрывая диалог и стараясь максимально отождествлять себя с различными частями собственной личности.
  2. Совершение кругов. Пациент должен пройти по кругу и задать каждому из участников волнующий его вопрос, например, выяснить, как его оценивают со стороны, что они думают о нем, либо же выразить свои собственные чувства и эмоции по отношению ко всем остальным членам группы.
  3. Незаконченное дело. Любой незавершенный гештальт по своей сути является незаконченным делом, которое требует завершения. По своей сути, всю гештальт-терапию можно свести к завершению незаконченных дел. Большинство люде имеют за плечами массу неулаженных вопросов, которые связаны с их родственниками, родителями и пр. Наиболее часто они представлены невысказанными жалобами и претензиями. Пациенту предлагают посредством использования приема пустого стула высказать собственные чувства по отношению к воображаемому собеседнику, либо обратиться непосредственно к тому из участников психотерапевтической группы, который имеет непосредственное отношение к незаконченному делу.
Замечание 2

Гештальт-психотерапевты отметили, что наиболее часто и важно испытываемое чувство обиды. Именно с этим чувством чаще всего приходится работать в игре, которую начинают словами «Я обижен».

  1. Проективная игра возникает, когда человек заявляет, что какой-то другой человек имеет некоторое чувство или черту характера, его просят проверить, не выступает ли это в качестве его проекции. Пациент должен разыграть проекцию, то есть примерить на себя рассматриваемую черту или чувство. Так, пациент, который говорит, что испытывает к себе жалость, должен разыграть роль человека, который вызывает жалость, в момент, когда подходит к каждому участнику группы и вступает с ним во взаимодействие. Постепенно, вживаясь в роль, человек начинает раскрывать свою личность, причем может произойти интеграция отвергаемых до этого сторон личности.
  2. Реверсия, то есть выявление противоположного. Явное поведение пациента зачастую является защитной реакцией, которая сковывает его противоположные тенденции. Чтобы пациент мог осознать скрытые желания и противоречивые потребности, он должен сыграть роль, которая будет противоположна той, которая демонстрируется им в группе. Например, пациентка, которой характерны манеры «душки» должна сыграть роль агрессивной, высокомерной и задевающей окружающих женщин дамы. Благодаря такому приему можно достичь более полного соприкосновения с теми сторонами личности, которые до этого были глубоко спрятаны.
  3. Упражнения на воображение. Этими упражнениями иллюстрируются проекции и они способствуют идентификации участников группы с отвергаемыми ими аспектами собственной личности. К таким упражнениям относят очень популярную игру под названием «Старый заброшенный магазин». Пациент должен закрыть глаза, расслабиться, а затем представить, что он поздней ночью идет по узкой маленькой улице мимо заброшенного старого магазина. Окна магазина грязные, но если в них заглянуть, то можно рассмотреть какой-то предмет. Пациент должен внимательно рассмотреть этот предмет, а затем, отойдя от магазина на некоторое расстояние, подробно описать предмет, который он только что видел. Далее, пациент должен вообразить себя в качестве этого предмета, и от первого лица описать свои чувства, ответив на вопрос, почему же его оставили в этом старом магазине, с чем можно сравнить его существование.
Замечание 3

Идентифицируя себя с какими-либо предметами, пациенты проецируют на них какие-либо собственные личностные проблемы.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :