Внимание – тип психического процесса, который обеспечивает концентрацию сознания на каких-либо реальных, либо идеальных объектах.
Физиологический механизм внимания раскрывали в своих работах советские ученые И. П. Павлов, А. А. Ухтомский. Павлов считал, что концентрация психической активности и одновременное отвлечение от всего остального можно достичь через закон взаимной индукции нервных процессов возбуждения и торможения в коре больших полушарий головного мозга. Очаг возбуждения, сформированный под влиянием внешних сигналов, в коре больших полушарий, вызывает торможение во всех участках головного мозга. Такой очаг возбуждения, который на некоторый отрезок времени подчиняет все участки мозга, был назван Ухтомским А. А. доминантой.
Доминанта – это рефлекторная система, господствующая временно, которой обуславливается работа нервных центров в конкретный момент времени и этим поведению придается определенная направленность.
Внимание – это направленность и сосредоточенность сознания человека на каком-либо предмете, явлении или деятельности.
Направленность сознания – это выбор объекта, а сосредоточенность – это процесс отвлечения от всего, что не имеет к рассматриваемому объекту отношения. Феномен внимания появился у животных в ходе эволюции, и проявлялся настороженностью, бдительностью, готовностью действовать по первому сигналу, мобилизоваться на восприятие какого-либо сигнала в интересах действия, а также временной заторможенностью, служащей подготовкой к действию.
Эволюционное развитие внимания тесно связано с развитием тонической рефлекторной иннервации. Тонической иннервацией обеспечивается способность быстрого перехода к состоянию активного покоя, который необходим, чтобы внимательно наблюдать за объектом – животные замирают, прислушиваясь к звукам. С развитием человека разумного внимание начинает выражаться через заторможенность посторонней внешней деятельности и сосредоточенности на созерцании объекта, а также углубленность и собранность на предмете размышлений.
В отличие от других психических процессов, внимание не имеет собственного содержания, оно проявляется как составная часть восприятия, представления, мышления, речи и иных психических процессов.
В качестве свойства субъекта деятельности, внимание, в первую очередь, является динамической характеристикой протекания познавательной деятельности. То есть, через него выражается преимущественная связь психической деятельности и определенного объекта, на котором она сосредоточена.
Внимание является избирательной направленностью на объект познавательной деятельности. Изменение отношения субъекта к объекту выражается через внимание, то есть изменение образа этого объекта, его данность сознания. Объект становится более «выпуклым», то есть более ясным и отчетливым.
Изменения в процессе внимания выражаются через изменение ясности и отчетливости содержания, на котором сосредотачивается познавательная активности. Так как во внимании выражается взаимосвязь сознания с психической деятельностью индивида и объекта, в нем отмечена и некоторая двусторонность: с одной стороны, внимание направлено на объект, а с другой стороны – объект привлекает внимание. Именно это дает возможность рассматривать два типа внимания: произвольное и непроизвольное.
Причины повышенного внимания к какому-либо объекту скрыты не только в субъекте, но и в объекте, а при определенных обстоятельствах – в первую очередь в нем, в его качествах и свойствах.
Внимание представляет собой динамическую связь сознания и объекта, относительно тесную и цепку; в деятельности она и скрепляется. Только при совершении мысленно какой-нибудь деятельности, направленной на объект, можно поддержать сосредоточенность на нем внимания.
Внимание имеет ряд особенностей, который могут проявляться у разных людей в разной степени:
При рассеянном сознании у человека отсутствует определенная направленность, а внимание переходит от одного объекта к другому, то есть рассеивается.
Принято выделять два основных типа рассеяности. Первый является результатом общей неустойчивости внимания. Как правило, он характерен для детей младшего возраста. Но может встречаться и у взрослых со слабой нервной системой или при большом утомлении, недосыпании и пр. Этот тип рассеянности также проявляется, если отсутствует привычка работать сосредоточенно.
Второй тип рассеянности совершенно иного характера. Он возникает в связи с тем, что человек сосредотачивается на чем-то одном и перестает замечать окружающее. Такая рассеянность характерна для людей, увлеченных своим делом.
Если человек имеет привычку все выполнять внимательно, то внимание становится его постоянной особенностью и перерастает во внимательность, которая, становясь чертой личности, имеет огромное значение для общего психологического облика человека. Тот, кому это качество характерно, отличается наблюдательностью, способностью к лучшему восприятию окружающей действительности. Внимательный человек реагирует на происходящие события быстрее и зачастую переживает их гораздо глубже и отличается хорошими способностями к обучению.
Внимательность взаимосвязана с развитием различных свойств внимания – объема, сосредоточенность, устойчивости и распределения. Обладающий этим качеством человек, может легко сосредотачиваться, у него хорошо развито непроизвольное внимание. Даже если интерес к работе отсутствует, внимательный человек способен к быстрой мобилизации произвольного внимания, может заставить себя сосредоточиться на трудном и неинтересном для него занятии.
К основным функциям внимания относят: