Виды мотивации в психологии


Виды мотивации в психологии

Виды мотивации

Современная психология включает несколько различных способов классифицировать мотивацию.

  • Экстринсивная мотивация (внешняя) – группа мотивов, обусловленных влиянием внешних факторов на объект: обстоятельства, условия, стимулы, не связанные с содержанием конкретного типа выполняемой деятельности.
  • Интринсивная мотивация (внутренняя) – имеет ряд внутренних причин, связанных с жизненными позициями личности: потребностями, желаниями, стремлениями, интересами, влечениями и установками. В случае внутренней мотивации человек совершает поступки добровольно, то есть не берет во внимание внешние обстоятельства. В работах Х. Хекхаузена освящен предмет дискуссии о целесообразности такого рода деления мотивации, с позиций современной психологии. Такие дебаты – бесперспективные и беспочвенные. Человек, выступающий как активный член общества, не может быть абсолютно независим от влияния окружающего социума в процессе выбора решений и поступков.
  • Положительная мотивация – базируется на стимулах и ожиданиях позитивного характера. Например, положительной мотивацией является конструкция «если я выполню действие, то смогу получить некоторое вознаграждение», «если я не буду ничего делать, то меня чем-то наградят».
  • Отрицательная мотивация – стимулы и ожидания отрицательного характера. Например, отрицательной мотивацией могут служить утверждения «если я совершу такое действие, то я не буду наказан», «если я не буду поступать таким образом, я не получу наказания». Другими словами, основным различием является ожидание позитивного подкрепления в первых случаях, а негативных – во вторых.
  • Устойчивая мотивация – потребности личности, для удовлетворения которых человек должен выполнять ряд осознанных действий, не нуждаясь при этом в дополнительном подкреплении. Например, утоление голода, согревание после переохлаждения.
  • В случае неустойчивой мотивации человек требует постоянной поддержки, получение стимулов извне. Например, сбрасывание излишних килограммов, избавление от курения.
Замечание 1

Также психологами выделено два подтипа устойчивой и неустойчивой мотивации, которая условно именуется «метод кнута и пряника», различия между которыми хорошо показывает следующий пример: стремление избавиться от лишнего веса и достичь привлекательной формы.

Дополнительно мотивацию разделяют на индивидуальную, групповую и познавательную.

Индивидуальной мотивацией объединяются потребности, цели и стимулы, направляемые на обеспечение жизнедеятельности организма человека и поддержание гомеостаза. Например, голод, жажда, желание избегать болевых ощущений, обеспечение температурного оптимума.

Явлениями групповой мотивации служит забота родителей о своих детях, выбор типа деятельности, чтобы получить признание общества, поддержку от государственного устройства.

Пример 1

Пример познавательной мотивации – это научно-исследовательская деятельность, получение ребенком знаний посредством игрового процесса.

Харцбергом выделено 15 критериев мотивирующей организации труда, которыми повышается его эффективность, поэтому их обязательно необходимо учитывать.

  1. Любое действие должно быть осмысленно. В первую очередь, это относится к тому, кто требует от других действий.
  2. Человек чувствует радость от своей работы, если видит результаты своих действий, при общении с другими людьми (пациентами, клиентами, поставщиками), так как его действия приносят людям очевидную пользу.
  3. Каждый человек на своем рабочем месте стремится проявлять свои способности и продемонстрировать свою значимость. Специалист желает принять участие в решении вопросов, входящих в его компетенцию.
  4. Человек стремится к самовыражению в трудовой деятельности, получению результата, имеет доказательства того, что он может что-то сделать. Желательно, чтобы результат его деятельности получил имя своего создателя.
  5. У каждого сотрудника есть собственная точка зрения на то, как лучше организовать собственную деятельность и рассчитывает на то, что его предложения обязательно рассмотрят.
  6. Люди получают удовольствие от ощущения собственной значимости.
  7. Каждый человек хочет достичь успеха. Успех – это реализованная цель, если она сформулирована сотрудником самостоятельно, то при ее достижении им будет вложено больше сил и труда.
  8. Если его успехи не будут признаны, то это вызовет у него разочарование. Любой хорошо работающий сотрудник, полноправно рассчитывает на поощрение и признание, как моральное, так и материальное.
  9. По тому, в какой форме, и какая скорость получения информации сотрудниками, они могут оценить степень своей реальной значимости в глазах начальства. Если информацию получить сложно, возникают затруднения, они получают ее с задержкой, чувствуя себя недооцененными. В результате наступает снижение производительности труда.
  10. Никому не нравится, что решения, которые касаются непосредственно их, принимаются без их ведома, не принимая во внимание их знания и опыт.
  11. Любой сотрудник нуждается в получении оперативной информации, касающейся собственного труда, чтобы иметь возможность вносить коррективы в свою деятельность.
  12. Личность не испытывает удовольствия от контроля руководства. Дело выигрывает только в случае организации максимального самоконтроля.
  13. В процессе работы человек стремится к приобретению новых знаний, поэтому повышенный уровень требований, дающих шанс развиваться дальше, то есть такие требования человек принимает с большим воодушевлением, чем заниженные.
  14. Человек проявляется негативную реакцию, если результаты, полученные им на работе, вызывают только то, что он будет получать только дополнительную нагрузку, не поощряя при этом морально или материально.
  15. Важно, дает ли работа возможности быть начальником самому себе, дает ли она возможность проявлять инициативу в организации производства при индивидуальной ответственности.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :