Психодиагностика – это область научного психологического знания и практики, направленная на разработку, апробацию и применения методик нацеленных на выявление различных психологических характеристик исследуемого объекта.
Термин психодиагностика вошел в научный обиход в начале двадцатого века, после издания Роршахом книги с одноименным названием, однако потребность в наличии исследовательского инструментария в психологической и прежде всего психиатрической практике существовала давно. Первоначально система психодиагностики была направлена на выявление отклонений от нормы в психическом функционировании личности, а также удовлетворяла потребности науки в методах массового сбора данных, однако в последствии стала использоваться более широко, для выявления любых индивидуально-психологических особенностей.
Психодиагностика представляет собой и научную дисциплину, и прикладную область психологической деятельности. Основными задачами психодиагностики как науки являются:
Неоднозначность подавляющего большинства психологических феноменов ставит перед психодиагностикой системную проблему конкретизации представлений об предмете исследования, так как один и тот же феномен может иметь в различных научных школах качественно разное значение, в то время как психодиагностическая методика должна давать однозначный и надежный результат.
Как прикладная область психодиагностика представляет собой систему реализации и проведения обследований с помощью арсенала стандартизированных методов и методик. Психодиагностические методики широко используются при проведении научных исследований, в этом случае главная цель диагностики состоит в выявлении новых связей между психологическими явлениями, путем обследования известных, т.е. заранее отобранных по определенным критериям испытуемых.
Психодиагностика используется при консультативной и терапевтической деятельности, а также для постановки диагноза и написания заключения. В этом случае ее цель состоит в выявлении известных связей у неизвестного обследуемого, с учетом его личностных особенностей и системных взаимосвязей различных психических качеств.
Рассматривая психодиагностику в широком смысле, как систему исследования индивидуальных характеристик и особенностей объекта, можно говорить о том, что типология ее методов совпадает с методами исследования психологической науки.
К методам диагностики можно отнести следующие:
Наблюдение является наиболее традиционным и древним способом психологической диагностики. Оно предполагает фиксацию интересующих исследователя проявлений личности на протяжении длительного периода времени при наблюдении за жизнедеятельностью объекта исследования в естественной среде. Формализованное наблюдение осуществляется в рамках научной, либо клинической деятельности психолога. В консультативной и терапевтической практике основным источником информации о личности становится неформализованное наблюдение за проявлениями клиента, не имеющее жесткой структуры и дневника наблюдения с жесткой фиксацией результатов. Результаты такого наблюдения наиболее сильно зависят от субъективной позиции и опытности специалиста.
Экспериментальный метод предполагает помещение испытуемого в искусственные условия при которых на него оказывается целенаправленное воздействие для выявления определенных свойств и взаимосвязей. Эксперимент используется не только в исследовательской, но и практической деятельности. В частности, при психиатрической судебной экспертизе сексуальных расстройств может создаваться экспериментальная ситуация с использованием детектора лжи и тахистаскопа для регистрации непроизвольных реакций испытуемого на предъявляемые стимулы.
Беседа выступает также распространенным методом диагностического исследования, особенно в частной практике, благодаря достаточно свободному и естественному течению. Однако диагностическая беседа имеет достаточно четкий план и список вопросов, которые должны быть освещены, хотя и не формализована по своему течению.
Интервью отличается от беседы более жесткой структурой, при которой испытуемый последовательно отвечает на вопросы интервьюера. В отличие от беседы последовательность и формулировки вопросов однозначно определены, а форма ответа регламентирована.
Исследование продуктов деятельности представляет собой качественный метод диагностики при котором источником информации выступают особенности творческих результатов и процесса труда личности.
Наиболее часто в качестве психодиагностических методов воспринимаются и используются тесты, опросники и проективные методики.
Тесты представляют собой стандартизированные методики при которых обследуемому дается некоторое задание, испытание, по результатам прохождения, которого делается вывод о состоянии исследуемых свойств и качеств. Достаточно часто тесты представляют собой вопросники, содержащие различные типы вопросов – открытых, закрытых, с выбором варианта ответа, но не обязательно, возможны моторные и психометрические тесты.
Опросники это текстовые методики, содержащие перечень как правило закрытых вопросов, ориентированных на выявление представления обследуемого о тех или иных его психологических свойствах и качествах. Опросники могут содержать несколько шкал, направленных на выявление различных аспектов исследуемого качества, а также шкалы, призванные измерять степень искренности ответов испытуемого и выявлять феномены социальной желательности, драматизации.
Проективные методики предполагают использование тестовых заданий, связанных с выполнением различной творческой деятельности, как правило это рисунок, но также может быть литературное и прикладное творчество. Предполагается, что в процессе творческой деятельности личность не осознавая отражает наиболее значимые свойства, отношения, мотивы, качества, переживания.