Бихевиоризм и необихевиоризм


Бихевиоризм и необихевиоризм

Примерно с 1910-х до 1960-х гг. американская психология развивалась под сильным влиянием такого направления, как бихевиоризм. Начавшись с теории Джона Уотсона, бихевиоризм постепенно расширил свои научные рамки и включил позитивистские установки, трансформировавшись в так называемый необихевиоризм.

Предпосылки появления бихевиоризма

Перед появлением бихевиоризма прошел долгий этап становления психологической науки. В литературе выделяют несколько источников бихевиоризма:

  • Эволюционизм и функционализм. Они предопределили практический подход к науке с опорой на идею эволюции и знания физиологии.
  • Быстрый переход США к индустриальному обществу.
  • Стремление психологии позиционировать себя как практическую дисциплину.
  • Необходимость становления психологии как самостоятельной естественно-научной дисциплины, независимой от физиологии.

На фоне открытого кризиса психологической науки, заключавшегося в отсутствии единого теоретического направления и поиске предмета психологии, а также под воздействием выше перечисленных причин, возникло новое направление, целью которого стало изучение реально наблюдаемых психологических проявлений, а именно поведения.

Основные представители бихевиоризма

Классический бихевиоризм был сформулирован американским психологом Дж. Уосоном. В 1913г. он выпустил книгу «Психология с точки зрения бихевиориста», что стало началом бихевиоризма.

Уотсон сформулировал знаменитую формулу S-R (стимул-реакция). Идея заключалась в том, что на человека оказывают воздействие внешние стимулы, которые вызывают специфическую для каждого стимула поведенческую реакцию. Например, когда идет дождь, человек стремится укрыться от него или при звуке телефонного звонка – поднимает трубку.

Замечание 1

Главное достижение формулы S-R состоит в том, что впервые была сформулирована схема, согласно которой можно предсказывать человеческое поведение и управлять им.

Э. Торндайк в результате экспериментов над животными описал такой принцип научения, как метод проб и ошибок, в соответствии с которым животное способно приобретать новые формы поведения. Им были сформулированы законы научения:

  • Закон упражнения: чем чаще повторяется ситуация, тем прочнее связь между стимулом и реакцией.
  • Закон эффекта: положительное подкрепление увеличивает прочность связи.
  • Закон готовности: особенности нервной системы обуславливают скорость установления связей.

Еще одним представителем бихевиоризма считается Б. Скиннер. Он разработал учение об оперантном поведении. Его особенность в том, что субъект сначала производит нецеленаправленное действие, а затем получает подкрепление. Эта идея легла в основу многих техник бихевиоральной терапии.

Школа необихевиоризма

Идеи бихевиоризма подвергались частой критике. В ответ на нее возникло новое течение в психологической науке – необихевиоризм. Это направление связано с именами таких психологов, как Э. Толмен и К. Халл.

Необихевиористы искали недостающее звено в схеме стимул-реакция, которое объясняло бы разброс индивидуальных реакций на один и тот же стимул. Толмен дополнял классическую схему через введение когнитивных карт. Когнитивные карты представляют собой сформированный на основании опыта образ стимульной ситуации, который позволяет варьировать поведение субъекта в зависимости от ее параметров. Толмен считал, что поведение представляет собой целостный акт, который имеет свою конечную цель, потому его теория часто называется целенаправленным бихевиоризмом.

В отличие от Толмена Халл изучал поведение не как целостный акт, а как набор взаимосвязанных функций. Халл разделял механицизм классической бихевиоральной школы. Однако также дополнил схему S-R через введение дополнительных переменных, таких как побуждение, драйв, потенциал реакции, силы навыка. Центральной переменной выступало побуждение, под которым Халл понимал отклонение от оптимальных биологических условий. В теории Халла побуждение выступает универсальным энергетическим источником для всей поведенческой активности, а редукция побуждения (удовлетворение потребности) – наиболее эффективным методом научения. Халл выступал за объективизм в психологии и предложил новый метод исследования – гипотетико-дедуктивный.

Критика бихевиоризма

Широкая критика развернулась вокруг бихевиоральной теории в психологии. Одно из первых обвинений было связано с выбором предмета исследования – поведения – и полным игнорированием сознания и внутренних психических процессов. Бихевиоризму присущ механицизм – сложные явления сводятся только к ответным реакциям организма на стимул. Исследователи проводили большинство своих опытов на животных, а потом без какой-либо критики переносили их результаты на человека, представляя его как «большую белую мышь». Замыкаясь на поведении, бихевиоризм отрицает влияние врожденных и наследственных факторов на психику человека.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :