Термин «качество» был определен стандартом ISO 8402 сравнительно недавно. Он был принят и изменен в национальных системах стандартизации, в том числе и в Российской Федерации. Качество – это совокупность различных характеристик объекта, которые относятся к его возможностям удовлетворять предполагаемым или установленным потребностям.
В Российской Федерации предпринимательская деятельность характеризуется как удовлетворением психологических, социально-экономических, экологических потребностей общества, так и внутренними потребностями владельца предприятия. Сегодня важнейшей составной частью предпринимательской деятельности (далее – ПД) является соответствие концепции качества.
Стандарт ISO 8402 определяет менеджмент качества как способ управления компанией, что основан на сотрудничестве всех его работников и ориентирован на качество. Данный стандарт обеспечивает удовлетворение запросов потребителей и нацелен на достижение целей долговременной предпринимательской успешности, а также на выгоду всех сотрудников предприятия и хозяйствования в целом. Стоит отметить, что термин «качество предпринимательской деятельности» в менеджменте качества означает реализацию всех целей менеджмента.
Предпринимательская деятельность в первой трети XX столетия складывалась как составная часть «общества потребления», главной целью которого было удовлетворение потребностей населения. Данная концепция впервые была оформлена законодательно в США, как политика активной защиты потребителя от проникновения на рынок некачественной продукции. Ключевой идеей этого закона была ответственность производителя за качество выпускаемой продукции. Клиент и его потребности были высшим критерием качества предпринимательской деятельности.
На сегодняшний день концепция качества ПД сформирована практически полностью. Ее важнейшими составляющими являются:
Самосознание потребителей должно развиваться настолько широко, чтобы они соглашались с увеличением себестоимости продукции за счет затрат на качество и были готовы на сотрудничество с производителем для того, чтобы это качество повысить.
Эффективность внешнеэкономической деятельности может существенно снизить отсутствие понимания жизненных ценностей зарубежных партнеров. Психология российских предпринимателей не сформирована системой образования и не ориентирована на качество ПД. Все это приводит к тому, что многочисленные попытки отечественных производителей выйти со своей продукцией на международные рынки терпят неудачу. И если они выпустят продукцию, которая действительно отвечает всем требованиям качества, то это приводит к необходимости найма иностранных специалистов для продвижения продукции на международный рынок.
Составные части данной концепции проявляются в концепции TQM (Total Quality Management – всеобщее управление качеством) и в развитии экологического менеджмента (стандарты качества ISO серии 14000).
В Российской Федерации сложилось более упрощенное восприятие термина «качество ПД», под которым подразумевается наличие сертифицированной системы качества по ISO 9000 или соответствие каким-либо стандартам. Рыночная экономика в РФ ориентирована не только на соответствие стандартам и нормам, но и на абсолютное удовлетворение потребностей общества и конкретных потребителей. Наличие сертифицированной системы качества при этом не является гарантом того, что продукция получит успех на рынке.
Основой современной концепции качества предпринимательской деятельности является ориентация:
В последние годы при обсуждении систем качества, что построены на вышеперечисленных принципах, применяется термин «конкурентоспособное качество». Понятие качества ПД можно отнести не только к материальным носителям промышленной продукции, сырью и полупродуктам, но и к научным разработкам, услугам, информации, инновационной деятельности и пр.