Педагогические воззрения, изложенные в сочинении Коменского Я.А. "Великая дидактика" в 1657 году, заложили фундамент для развития теории педагогической науки и организации школьного обучающего процесса. Это сочинение было первой предпосылкой для создания педагогической психологии сроком почти на триста лет, потому что в конце девятнадцатого столетия она оформилась в самостоятельную науку. Становление и развитие педагогики можно представить в виде трех больших периодов (этапов).
Первый период - обще дидактический. Начался он в середине семнадцатого столетия и продлился до конца девятнадцатого столетия. Этот этап запомнился выдающимися именами: Коменский Я. А., Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И., Гербарт И., Дистервега А., Ушинский К. Д., Каптерев П. Ф. Этими педагогами-мыслителями рассматривалась широкая проблематика, в частности:
Гербарт анализирует педагогический метод при помощи психологии, задается вопросом интереса в обучающем процессе. Односторонний интеллектуализм был, пожалуй, главным недостатком дидактики Гербарта.
Дистервег выдвинул тезис о главенствующей роли преподавателя в обучающей деятельности. Учебный процесс исследуется им в единстве обучаемого, преподавателя, изучаемой дисциплины и обучающих условий. Основа воспитывающего обучения заключается в самосовершенствовании, учете индивидуальности обучаемого.
Педагогическая психология развивалась на этом этапе под воздействием труда Ушинского К.Д. "Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии", где впервые была предложена единая система формирования и развития личности. В центре воспитательного и обучающего процесса находится ребенок, причем главенствующим является воспитание. Психолого-педагогическая проблематика мыслительной и познавательной деятельности, речи, памяти в обучающем процессе являются предметами пристального внимания и анализа.
Развитие слова у ребенка, по Ушинскому К. Д., связано с развитием его мыслительной деятельности, и является условием формирования его представлений и индивидуальности в целом.
Одним из основателей педагогической психологии был Каптерев П.Ф. Само понятие педагогическая психология вошло в научный лексикон с появлением в 1877 году работы Каптерева П.Ф. "Педагогическая психология". Сама образовательная деятельность рассматривается Каптеревым с психологических позиций, о чем говорит и название второго раздела его сочинения "Образовательный процесс - его психология". Каптеревым П.Ф. были проанализированы труды великих педагогов-мыслителей, ученых в области экспериментальной дидактики, явившихся по сути, экспериментальной психологией в обучающей деятельности.
Формирование и развитие педагогической психологии невозможно без ученого Шацкого С.Т., которым была разработана целостная концепция, основанная на гуманизме и демократии, воспитательной деятельности посредством процесса социализации человека. Шацким С.Т. была предложена модель преподавателя, где он обобщил требования к его профессиональным и личным качествам как субъекту социально-педагогического процесса. Педагогические исследования Шацкого С.Т. высоко оценивались иностранными исследователями, например, Джоном Дьюи, который отмечал организованность и систематичность подготовки российского школьника, ее гуманизм и демократичность.
Педагогическая психология первого периода развития еще не выделилась в самостоятельную отрасль психологической науки, но были сформированы предпосылки для оформления педагогической психологии в самостоятельный раздел.
Этот этап характеризуется доминированием механистического мировоззрения Ньютона И. и эволюционной идеи Дарвина Ч., ассоциативным пониманием психической жизнедеятельности, сенсуалистическими идеями Локка Дж. В то же время — это период умозрительного, логического построения, основанный на наблюдениях, опытах и экспериментах педагогического процесса.
Второй период начинается с конца девятнадцатого столетия и длится до середины двадцатого века. На этом этапе педагогическая психология почти оформилась в самостоятельную отрасль, вобрав в себя ценный педагогический опыт предшествующих веков, и опираясь на результаты экспериментальных и психологических исследований.
В это время интенсивно развивается экспериментальная психология, создаются и разрабатываются конкретные педагогические системы, к примеру система Монтессори М. Появляются первые экспериментальные работы в области педагогической психологии. Психологическая проблематика, запоминание, развитие речи, развитие интеллекта исследовались в трудах:
При помощи экспериментов изучались особенности поведения научения, развитие детской речи такими учеными как:
Развивались специальные педагогические системы: Вальдорфская школа, школа Монтессори М., которые оказали существенное влияние на оформление педагогической психологии в самостоятельный раздел.
На данном этапе сформировалось особое психолого-педагогическое направление - педология, где проводили исследования Выготский Л. С., Блонский П. П., Басов М. Я. Психофизиологические, анатомические, социологические измерения определяли особенности поведения ребенка в контексте диагностики его формирования и развития. Таким образом, сблизились педагогическая психология и естественные науки.
Третий период в развитии педагогической психологии характеризуется созданием психологических обучающих теорий, то есть разработкой теоретических основ педагогической психологии. В 1954 году Скиннером Б. была выдвинута идея программированного обучающего процесса, а спустя десятилетие Ланд Л. Н. разработал теорию по его алгоритмизации. Далее Махмутовым М. И. была построена целостная система проблемной обучающей деятельности. В это же время идет активное исследование теории развивающего обучающего процесса, нашедшая отражение в трудах Давыдова В. В. и Эльконина Д. Б. Возникло новые направления в педагогической психологии - суггестопедия, суггестология Лозанова Г. К.