В конце восемнадцатого столетия образовательный процесс стал объектом теоретических педагогичеcких и психологических осмыслений. В это время выделяются психологические направления, которые формулируют главную концепцию обучающей теории. Различаются такие теории:
Вплоть до двадцатого столетия ассоциативная теория имела явное преимущество. В далеком прошлом Аристотель ввел понятие ассоциации, а также ее виды. Как основа обучения ассоциация была внедрена сторонниками ассоциативного психологического направления. Милль исследовал причины возникновения ассоциаций. По его утверждению ассоциации у человека могут зародиться и существовать в такой последовательности, в какой существуют ощущения, копией которых и является человек.
Ассоциация представлений является главным законом, а основные причины ассоциаций представляются ассоциированными ощущениями и частыми повторениями ассоциаций. Анализ существенных признаков образовательного процесса ассоциаций (сходство, смежность - место или время, причина, следствие) и вторичных признаков их образования, куда необходимо отнести временные характеристики первоначального впечатления, частоту, приводят к умозаключению, что такие признаки есть перечень условий для лучшего запоминания. Таким образом, запоминание определяется алгоритмом ассоциативных законов.
Психология ассоциаций рассматривает мышление как репродуктивную задачу памяти: мыслительное движение зависит от последовательности и наличия идей, репродуцируемых из запасов памяти.
Основным законом репродуктивного мышления был закон по упрочению силы ассоциаций в зависимости от частоты их повторения.
Психология ассоциаций утвердила значение частоты повторения для формирования и упрочения различных видов ассоциаций. Такое утверждение теоретически обосновало требование по заучиванию материала при помощи механических многократных повторений, выдвигавшееся в этот период времени педагогами-новаторами.
Бихевиористская обучающая теория характерна учетом только внешних стимулов, воздействующих на обучаемых, и их ответных реакций на такие стимулы. При чем пользу приносят реакции организма, помогающие ему адаптироваться к окружающему миру. Индивидуальный опыт (научение) приобретается посредством закрепления навыков, являющихся достаточно крепкой связью стимулов и реакций.
Исходя из данной теории обучающий процесс устанавливает определенные связи между стимулами и реакциями, укрепляя эти связи. Закон упражняемости, закон готовности, закон эффекта есть основные законы по образованию и закреплению связей между стимулами и реакциями:
В основе гештальтпсихологии лежит понятие гештальта, которое представляет собой целостную структуру, при этом структура возникает спонтанно, мгновенно самоорганизуется материал во время восприятия в соответствии с независимо действующими от субъекта принципом сходства или замкнутости, прекрасной формы объекта восприятия.
Главная задача такого обучения - научить понимать, охватывать целое, находить общее между отдельными частями целого, данное понимание может наступить при внезапном возникновении озарения, называемого инсайтом. Следовательно, многократное повторение может только навредить, для этого нужно вникнуть в суть действия, другим словом в его гештальт, а затем многократно повторять это действие.
Социальное научение как обучающая теория показала, что недостаточно наказаний и наград, чтобы обучить новым формам поведения. Обучение посредством имитации, подражания, идентификации - важнейшие формы научения. В процессе идентификации личность перенимает чувства, мысли, действия других личностей, выступающих в образе моделей.
Когнитивную обучающую теорию необходимо условно разделить на два класса. В первый входят различные информационные теории, которые рассматривают обучение как информационный процесс. Весь познавательный процесс человека можно отождествлять с процессами, которые происходят в компьютерных системах. Второй класс описывает познавательный процесс человека при помощи основополагающих психических функций: восприятие, мышление, память.
Гуманистическая психология утверждает, что каждый ребенок, да и взрослый человек непременно должен саморазвиваться и самосовершенствоваться. Следовательно, неправильно сводить обучение только к внешнему воздействию. Обучающий, воспитательный, образовательный процессы отождествляют внешнюю силу, относящуюся к самой личности человека. Такие факторы следует определить, как надличностные. Человек проявляет активность с момента рождения, с этого же момента появляются способности развиваться. Таким образом, на протяжении своего развития человек занимается: