Современная педагогическая психология


Современная педагогическая психология

Процесс обучения, проходящий через всю жизнь определяет перспективу новых научных направлений, которые бы фокусировали внимание на личностных, межличностных, когнитивных реабилитационных проявлениях жизнедеятельности человека при его вовлеченности в образовательную деятельность. Следовательно, проблематика, которая принадлежала ранее психологии воспитания и обучения, на сегодняшний день расширилась до общегуманитарного, гуманистического, социально-культурного уровня.

Влияние сочинений Каптерева П. Ф. на современное состояние педагогической психологии

Происходящие метаморфозы были бы невозможны без значительного вклада отечественных педагогов-новаторов и психологов в процесс развития педагогической психологии. Несомненно, сочинение Каптерева П.Ф. "Педагогическая психология", переизданное и трижды дополненное явилось своеобразным стартом, когда психология сфокусировалась на проблематике, связанной с обучающей и воспитательной деятельности человека. Таким образом, психология стала признаваться как ключевая область знаний, определяющая научную подготовку специалистов образовательного функционирования личности, а именно педагогов и психологов.

Возникновение и развитие педологии

Педагогическая психология стала важной составляющей воспитательного и обучающего процесса человека, а также его формирования и развития, что проявляется в появлении особого направления - учении о развитии ребенка - педологии.

В двадцатом столетии педологией были объединены специалисты различных сфер, связанных с воспитательным и обучающим процессом ребенка. Сюда необходимо отнести Бехтерева В.М., который инициировал создание отделения педологии в Санкт-Петербурге, а также Выготского Л. С., Блонского П. П., Басова М. Я., Нечаева А. П.

В педологии было введено педологическое консультирование, а также методика тестирования и метод естественных экспериментов. Начла работу лаборатория экспериментальных методов педагогической психологии. Проводимые там исследования отличались специфическими чертами: тесной связью педагогической и психологической науки, их экспериментальной направленностью, что гарантировало научность и достоверность сочинений.

Труды Ананьева Б. Г. и его последователей (Кузьмина Н. В., Якунин В. А., Трусов В. П.) фактически определяют перспективное развитие педагогической психологии.

Сочинения эти посвящались проблематике обучающей деятельности взрослых, антропологическим вопросам развития, обучающего и воспитательного процесса человека, психологической специфике педагогического мастерства, познавательным и мыслительным процессам. В девяностых годах публикуется труд Зинченко В. П., где образовательная система строится по психологическому принципу.

Изменения в современной педагогической психологии

В настоящее время знания активно интегрируются и глобализируются, все чаще на практике применяется не педагогическая психология, а психология образования, как область, которая описывает различные психологические изменения, происходящие с человеком, включенные в образовательную структуру (личностный уровень, межличностные отношения, профессионализация, интеллектуальное развитие).

Замечание 1

В связи с произошедшими изменениями актуально стоит вопрос о совместном существовании психологии образования и педагогической психологии.

Любые преобразования требуют временного отрезка, чтобы осмыслить происходящие изменения. И пока, возможно, нет оснований признавать преемственность психологии образовании. Важен другой момент: фундаментальное основание психологических и педагогических разработок, философская и научная психологическая база, определяющая формирование и развитие индивида в образовательном функционировании.

На данном этапе существенными научными работами в этой области представляется попытка рассматривать образовательную деятельность как определенное пространство по самоопределению личности, где ученик в образовательных условиях находится в рефлексивном состоянии, центром которого является формирование своего индивидуального реального мира.

Современное общество четко выявляет три характеристики образовательного процесса:

  • образовательный процесс представляется отдельной сферой жизни, самостоятельной областью;
  • образовательный процесс является универсальным способом передачи культурного и исторического наследия;
  • образовательный процесс является всеобщей культурно-исторической формой формирования и развития сущности индивида, приобретение им человеческого образа во временных исторических рамках, и в культурном пространстве.
Замечание 2

Каждой характеристикой акцентируется внимание на эволюционном развитии человека, который погружен в образовательный процесс, что подразумевает антропоцентричность образовательной деятельности.

Формирование антропоцентрической модели в современной педагогической психологии

Таким образом, в современном образовательном процессе формируется антропоцентрическая модель, которая является инициатором исследований, способных раскрыть сущность механизмов формирования субъектности в динамичной образовательной сфере. При всем сожалении, такие исследования способны сильно опередить научно-исследовательские разработки ученых педагогов и психологов, тем самым создают огромный разрыв между образовательными практическими задачами психологического аспекта происходящих преобразований и темами приводящихся исследований.

Интерактивный обучающий процесс, обучающая деятельность в совершенно иных информационных условиях, подвижность и гибкость образовательного процесса на разном возрастном этапе, инновационные ресурсы образовательной сферы, процессы самопознания в образовательной сфере - являются малым перечнем вопросов, которые выдвигает образовательная деятельность перед психологической наукой в поиске эффективного воплощения в жизнь своих задач.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :