Процесс обучения, проходящий через всю жизнь определяет перспективу новых научных направлений, которые бы фокусировали внимание на личностных, межличностных, когнитивных реабилитационных проявлениях жизнедеятельности человека при его вовлеченности в образовательную деятельность. Следовательно, проблематика, которая принадлежала ранее психологии воспитания и обучения, на сегодняшний день расширилась до общегуманитарного, гуманистического, социально-культурного уровня.
Происходящие метаморфозы были бы невозможны без значительного вклада отечественных педагогов-новаторов и психологов в процесс развития педагогической психологии. Несомненно, сочинение Каптерева П.Ф. "Педагогическая психология", переизданное и трижды дополненное явилось своеобразным стартом, когда психология сфокусировалась на проблематике, связанной с обучающей и воспитательной деятельности человека. Таким образом, психология стала признаваться как ключевая область знаний, определяющая научную подготовку специалистов образовательного функционирования личности, а именно педагогов и психологов.
Педагогическая психология стала важной составляющей воспитательного и обучающего процесса человека, а также его формирования и развития, что проявляется в появлении особого направления - учении о развитии ребенка - педологии.
В двадцатом столетии педологией были объединены специалисты различных сфер, связанных с воспитательным и обучающим процессом ребенка. Сюда необходимо отнести Бехтерева В.М., который инициировал создание отделения педологии в Санкт-Петербурге, а также Выготского Л. С., Блонского П. П., Басова М. Я., Нечаева А. П.
В педологии было введено педологическое консультирование, а также методика тестирования и метод естественных экспериментов. Начла работу лаборатория экспериментальных методов педагогической психологии. Проводимые там исследования отличались специфическими чертами: тесной связью педагогической и психологической науки, их экспериментальной направленностью, что гарантировало научность и достоверность сочинений.
Труды Ананьева Б. Г. и его последователей (Кузьмина Н. В., Якунин В. А., Трусов В. П.) фактически определяют перспективное развитие педагогической психологии.
Сочинения эти посвящались проблематике обучающей деятельности взрослых, антропологическим вопросам развития, обучающего и воспитательного процесса человека, психологической специфике педагогического мастерства, познавательным и мыслительным процессам. В девяностых годах публикуется труд Зинченко В. П., где образовательная система строится по психологическому принципу.
В настоящее время знания активно интегрируются и глобализируются, все чаще на практике применяется не педагогическая психология, а психология образования, как область, которая описывает различные психологические изменения, происходящие с человеком, включенные в образовательную структуру (личностный уровень, межличностные отношения, профессионализация, интеллектуальное развитие).
В связи с произошедшими изменениями актуально стоит вопрос о совместном существовании психологии образования и педагогической психологии.
Любые преобразования требуют временного отрезка, чтобы осмыслить происходящие изменения. И пока, возможно, нет оснований признавать преемственность психологии образовании. Важен другой момент: фундаментальное основание психологических и педагогических разработок, философская и научная психологическая база, определяющая формирование и развитие индивида в образовательном функционировании.
На данном этапе существенными научными работами в этой области представляется попытка рассматривать образовательную деятельность как определенное пространство по самоопределению личности, где ученик в образовательных условиях находится в рефлексивном состоянии, центром которого является формирование своего индивидуального реального мира.
Современное общество четко выявляет три характеристики образовательного процесса:
Каждой характеристикой акцентируется внимание на эволюционном развитии человека, который погружен в образовательный процесс, что подразумевает антропоцентричность образовательной деятельности.
Таким образом, в современном образовательном процессе формируется антропоцентрическая модель, которая является инициатором исследований, способных раскрыть сущность механизмов формирования субъектности в динамичной образовательной сфере. При всем сожалении, такие исследования способны сильно опередить научно-исследовательские разработки ученых педагогов и психологов, тем самым создают огромный разрыв между образовательными практическими задачами психологического аспекта происходящих преобразований и темами приводящихся исследований.
Интерактивный обучающий процесс, обучающая деятельность в совершенно иных информационных условиях, подвижность и гибкость образовательного процесса на разном возрастном этапе, инновационные ресурсы образовательной сферы, процессы самопознания в образовательной сфере - являются малым перечнем вопросов, которые выдвигает образовательная деятельность перед психологической наукой в поиске эффективного воплощения в жизнь своих задач.