Работа педагогов зависит от их представлений о пространстве своего профессионального существования, о способах педагогической коммуникации, о психологических особенностях школьников и их родителей.
Педагогическая практическая деятельность, включающая и воспитательные акты конкретных педагогов, делает упор на конкретные психологические идеи различной осознанности и оформленности. Такие идеи формируются стихийно на протяжении всей жизнедеятельности человека, а также могут быть целенаправленно сформированы во взаимодействии педагогического работника с различными теоретическими подходами в психологии.
Педагогу необходимо быть психологически подготовленным, с обостренным чувством души стороннего человека, а непросто обладать вербальным концептуальным знанием.
Общеизвестный факт, что практичность и инструментальность получаемых в педагогических вузах теоретических психологических знаний остается невысокой. Многочисленные исследования установили, что большинство педагогических работников не удовлетворены уровнем своей психологической подготовки и ее практической реализацией. Выпускниками педагогических заведений не используются психологические знания, полученные во время обучения.
Невысока результативность работы психологов с будущими педагогами в вузах, когда психологи выступают в роли преподавателей того или иного психологического предмета, или в образовательном заведении, где психологами обеспечивается образовательная практика. Это происходит потому, что психолог преимущественно передает педагогам готовые знания определенной теоретической конструкции, не влияющие на реальную практическую педагогическую деятельность.
Разногласие между требованиями, особенностями и условиями учебного процесса, обучаемого и его будущим профессиональным занятием выглядит так:
После анализа этих противоречий была предложена технология знаково-контекстной обучающей деятельности, которая обеспечила последовательное преобразование учебного деятельности студентов в процесс профессионального становления молодых специалистов.
Чтобы частично снять перечисленные противоречия, можно использовать методику активной обучающей деятельности: деловую, инновационную, организационно-деятельностную игру, анализ конкретной ситуации, ролевую игру, групповую дискуссию. Как показал опыт их применения, они во многом способны обеспечить решение многих образовательных проблем, трудно достижимых традиционным (старым) способом обучения, например, таких:
Педагог, вовлекаясь в работу с самим собой посредством событийности, экзистенциальной коммуникации, диалога, постепенно повышает свою субъектность, способность к рефлексии, критическому осознанию и переосмыслению с психологической позиции своей профессиональной и педагогической деятельности.