Связь психологии с педагогической практикой


Связь психологии с педагогической практикой

Психологические особенности педагогической практической деятельности

Работа педагогов зависит от их представлений о пространстве своего профессионального существования, о способах педагогической коммуникации, о психологических особенностях школьников и их родителей.

Педагогическая практическая деятельность, включающая и воспитательные акты конкретных педагогов, делает упор на конкретные психологические идеи различной осознанности и оформленности. Такие идеи формируются стихийно на протяжении всей жизнедеятельности человека, а также могут быть целенаправленно сформированы во взаимодействии педагогического работника с различными теоретическими подходами в психологии.

Замечание 1

Педагогу необходимо быть психологически подготовленным, с обостренным чувством души стороннего человека, а непросто обладать вербальным концептуальным знанием.

Дефицит психологических знаний в педагогической практической деятельности

Общеизвестный факт, что практичность и инструментальность получаемых в педагогических вузах теоретических психологических знаний остается невысокой. Многочисленные исследования установили, что большинство педагогических работников не удовлетворены уровнем своей психологической подготовки и ее практической реализацией. Выпускниками педагогических заведений не используются психологические знания, полученные во время обучения.

Невысока результативность работы психологов с будущими педагогами в вузах, когда психологи выступают в роли преподавателей того или иного психологического предмета, или в образовательном заведении, где психологами обеспечивается образовательная практика. Это происходит потому, что психолог преимущественно передает педагогам готовые знания определенной теоретической конструкции, не влияющие на реальную практическую педагогическую деятельность.

Противоречия между требованиями учебного процесса и будущей профессиональной деятельностью

Разногласие между требованиями, особенностями и условиями учебного процесса, обучаемого и его будущим профессиональным занятием выглядит так:

  1. Между абстрактными предметами учебно-познавательного процесса (текст, знаковая система, программа действий) и реальными предметами усваиваемого профессионального функционирования.
  2. Между целостным содержанием профессионального функционирования и овладением его обучаемыми посредством множества дисциплин.
  3. Между способами существования профессионального функционирования как процесса и его представленностью в обучающей деятельности посредством готовой системы знаний и алгоритма действий, которые необходимо усвоить и запомнить.
  4. Между социальной формой бытия профессионального функционирования, коллективной направленностью труда и индивидуальными формами его присвоения обучающимися.
  5. Между вовлеченностью в работу личности специалиста на уровне творческой мыслительной активности и опорой в обучающем процессе на внимание, память, восприятие.
  6. Между ответным убеждением обучаемого и инициативным взглядом специалиста.
  7. Между обращенностью содержательной части учебного процесса к прошлому общественному опыту и ориентацией обучающегося на будущую содержательность профессионального функционирования.

Основные идеи рефлексивной психологии в современной образовательной деятельности

После анализа этих противоречий была предложена технология знаково-контекстной обучающей деятельности, которая обеспечила последовательное преобразование учебного деятельности студентов в процесс профессионального становления молодых специалистов.

Чтобы частично снять перечисленные противоречия, можно использовать методику активной обучающей деятельности: деловую, инновационную, организационно-деятельностную игру, анализ конкретной ситуации, ролевую игру, групповую дискуссию. Как показал опыт их применения, они во многом способны обеспечить решение многих образовательных проблем, трудно достижимых традиционным (старым) способом обучения, например, таких:

  • воспитать исследовательское отношение к реальному положению дел;
  • сформировать не только познавательные, но и профессиональные интересы и мотивы;
  • воспитать системное мышление специалиста;
  • обучить коллективным мыслительным функциям, должностной коммуникации и взаимодействию, индивидуальным и совместным решениям, ответственностью в делах, творческой инициативности.
  • Одним из направлений в современной отечественной психологической науке, которое реализует данные идеи в практической деятельности, является рефлексивная психология. В процессе работы с педагогическими сотрудниками представителями этого направления были поставлены такие задачи:
  • создать условия для осмысления, переосмысления и анализа педагогами личного эмпирического опыта;
  • настроить конструктивную ассимиляцию мировых культурных ценностей, науки и практической деятельности в сфере образовательного процесса в педагогическое функционирование;
  • концептуализировать и развить гуманистические ценности, реализуемые в тесном взаимодействии психологами и педагогами;
  • прожить и критически переосмыслить (рефлексия) различные педагогические ситуации;
  • обнаружить ограничения традиционных способов разрешения проблем, создать новые средства;
  • культивировать рефлексивные способности у педагогических работников.

Педагог, вовлекаясь в работу с самим собой посредством событийности, экзистенциальной коммуникации, диалога, постепенно повышает свою субъектность, способность к рефлексии, критическому осознанию и переосмыслению с психологической позиции своей профессиональной и педагогической деятельности.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :