Связь психологии с педагогической наукой


Связь психологии с педагогической наукой

Связь психологии с педагогикой в обучающем и воспитательном процессе

Психология и педагогическая наука тесно взаимодействуют друг с другом. Заметно влияние психологии на обучающий и воспитательный процесс не только ребенка, но и взрослого. Педагогические взгляды основаны на научных данных о человеке, в том числе предоставляет такие сведения и психологическая наука.

Преподавателю необходимо обладать психологическими знаниями, что повысит результативность обучающего и воспитательного процесса ребенка и взрослого. Педагогике необходимо опираться на психологические явления и обстоятельства, иначе она рискует превратиться в набор простых психологических рецептов и советов, и перестанет быть настоящей наукой, обладающей способностью помогать педагогу и наставнику.

В развитии всех педагогических отраслей (дидактика. частные методики. теория воспитания) могут возникнуть некоторые трудности, которые требуют психологических исследований и разработок. Закономерности течения психических процессов, формирование компетенций, мастерства, способностей, природа мотиваций и способностей человека, психическое развитие ребенка и взрослого играют огромную роль в решении фундаментальной педагогической проблематики.

Замечание 1

Основная воспитательная цель заключается в формировании личности, которая бы соответствовала всем критериям и запросам развитого современного общества. Для того, чтобы достигнуть эту цель, необходимо изучить закономерности и особенности личностного развития и формирования (направленность, способности, потребности, мотивы).

Взаимосвязь педагогики и психологии в период детского развития

Взаимодействие педагогики с психологией дает мощный импульс для исследования возрастной особенности ребенка, выявления факторов и условий, которые обусловливают период детского развития и формирования. Ученые стремились к созданию психологической педагогики, внедрению психологии в педагогическую деятельность - это и явилось фундаментом всей системы педагогической психологии (хотя понятие педагогической психологии еще не употреблялось в тот период), что обусловило заинтересованность ученых разных научных направлений в разработке ее проблематики.

Педагогической психологией называется наука о законах, способах, фактах, механизмах, критериях освоения социального и культурного опыта человеком, интеллектуальном и личностном развитии ребенка и взрослого, являющегося субъектом учебного функционирования, организуемого и управляемого наставником в разных условиях и обстоятельствах образовательной деятельности. Таким образом, педагогической психологией исследуются психологические задачи организации педагогического процесса, изучаются обучающие и воспитательные процессы, формирование познавательной деятельности.

Функции педагогической психологии

Педагогическая психология занимается целым рядом значимых проблем, главные из которых:

  • взаимосвязь обучения и развития;
  • связь обучения и воспитания;
  • сенситивные периоды развития в обучающей деятельности;
  • особенности одаренных детей, их дальнейшее обучение и развитие;
  • готовность ребенка к школьному обучающему процессу.
Замечание 2

Главная функция педагогической психологии заключается в установлении, исследовании и характеристике психологических закономерностей и явлений, особенностей интеллектуального и индивидуального развития индивида в ходе учебно-воспитательного и образовательного процессов.

Данную функцию отражает и структурная особенность этой психологической отрасли:

  • психология обучения;
  • психология воспитания;
  • психология учителя.

Педагогика индивидуальности на стыке психологической и педагогической науки

И педагогика, и психология опираются на сведения о психике и закономерностях психического развития и формирования человека. Но психологическая наука может потерять свою прикладную специфику без практической жизнедеятельности человека, а не только преподавателя или воспитателя.

Взаимосвязь психологии с педагогикой является естественной по своей сути. Было бы оправданным объединить эти науки, особенно в контексте практического использования психологической науки в педагогическом назначении. Процесс их интеграции в прикладном аспекте способно образовать новую научную отрасль, которая называется педагогикой индивидуальности, и которая будет являться производной педагогики и психологии. Следовательно, педагогикой индивидуальности является употребление общенаучных положений психологической науки по отношению к практической сфере человека.

Потребность в психологии для педагогической науки

В настоящий момент существует масса трудностей и проблем, вызывающих горячие споры по конкретным вопросам: чему необходимо учить современных школьников, какую информацию в бурном информационном потоке использовать для школьных занятий и уроков. И только психологической наукой могут быть определены резервы и возможности психики человека в разных возрастных периодах, и каковы их четкие границы.

Острая потребность в психологической науке наступает в том случае, когда педагогика занимается проблемами воспитания. Таким образом, становится очевидно, что современная психологическая наука располагается на стыке наук. Находится она в постоянном тесном взаимодействии с философскими, социальными и естественными науками.

Тесное взаимодействие педагогики и психологии сформировалось еще в далекие времена. Практически всеми великими педагогами-новаторами осознавалась идея: обучающий процесс невозможно построить без понимания человеческой сущности и природы, его возможностей и потребностей. Коменским, основателем педагогической науки, было указано на это еще три века назад.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :