Педагогическая психология – это самостоятельная отрасль психологических знаний, базирующаяся на знаниях общей, возрастной, социальной психологии, психологии личности, а также теоретической и практической педагогики.
Педагогическая психология призвана:
Выделено несколько разделов педагогической психологии. Охарактеризуем их.
Психология обучения. В данном направлении изучаются психологические закономерности познавательной деятельности учащихся. Одна из наиболее значимых проблем в этом направлении – вопрос умственного развития учеников. Значимым представляется вопрос индивидуального и дифференцированного процесса обучения. На сегодняшний день крайне востребован и широко применяется личностно-ориентированный подход в реализации процессов обучения и воспитания детей школьного возраста.
Обозначенный подход позволяет решить, в некоторой степени, и проблемы развития творческой активности детей. Для педагогов и воспитателей крайне актуален вопрос достоверной диагностики умственного развития, а также развитие методов, которые направлены на повышение продуктивности познавательной активности учеников.
Психология воспитания – раздел, изучающий основные механизмы психики, а также закономерности становления личностных параметров учеников в ходе образовательной деятельности. Названный раздел ориентирован на выявление факторов, оказывающих воздействие на системы отношений:
В данном разделе рассматриваются психологические условия формирования нравственности и ее развития, мировоззрения, а также направленности личности. Крайне важный аспект - это психология саморазвития и самовоспитания человека.
Психология учителя. В данном направлении идет изучение особенностей функционирования и развития психики учителя в процессе его профессиональной деятельности. Особую роль играют исследования педагогических способностей индивидуально-типологических качеств личности, которые оказывают влияние на профессиональную деятельность, на процесс становления педагогического мастерства учителя, а также психологические аспекты профессионального взаимодействия.
Все три направления педагогической психологии стремительно развиваются и оказывают значительное воздействие на целостный образовательных процесс.
Общеизвестным и неоспоримым положением является то, что личность формируется в течение всей жизни, личностные образования могут появляться в любом возрастном периоде. По мнению А.Н. Леонтьева, основа формирования личности – это социализация.
Социализация – это процесс усвоения человеком социального опыта в онтогенезе.
Необходимо отметить, что социализация – объективный процесс.
Любое общество подразумевает приобретение его гражданами желаемого социального опыта, который не будет противоречить общественным нормам и моральным устоям. Несмотря на то, что приобретение социального опыта – это индивидуальный процесс, он подчиняется определенному набору законов:
Признание воспитания как основы формирования личности.
Воспитание – это процесс целенаправленного воздействия на личность с целью формирования у нее желаемых личностных параметров. Изменения, происходящие в личности и есть результат ее воспитания.
Без процесса воспитания невозможно осуществить духовные преобразования, соблюдение традиций, выработать нормы поведения и общения, то есть невозможно осуществить ряд качественных изменений личности, которые обеспечили бы ей комфортное пребывание в социуме.
Признание ребенка как субъекта воспитательного и обучающего процесса.
Самостоятельная активность ребенка является одной из характеристик субъективного отношения к миру. Это значит, что только личное желание и стремление к какому-либо действию может привести к положительному результату. Не имея индивидуальной активности, процесс личностного становления крайне неэффективен. По этой причине отношение к развивающейся человеческой личности, как к объекту развития не приносит желаемого результата. Воспитателю всегда необходимо помнить, что он должен организовывать детскую деятельность таким образом, чтобы он был убежден, что сам этого хочет. Роль учителя – это организация условий, среды и контроль результатов самостоятельной детской деятельности.
Включение мотивационно-потребностной сферы ребенка.
Потребности играют огромную роль в жизни любого живого существа. У человека кроме естественных потребностей есть еще и социально-значимые. Они формируются на фоне конкретных социально-экономических отношений, сформированных интересов и внутренних побудителей.
Учет завтрашнего дня развивающегося ребенка.
В этом разделе подразумевается потенциальные и объективно существующие, обоснованные возможности детей, на которые необходимо ориентироваться родителю, учителю или воспитателю. В этом случае процесс личностного развития приобретает цель, становясь индивидуальным, продуктивным и управляемым. Более того, знание данной закономерности позволяет проектировать личностное развитие и безболезненно и без большого психического напряжения развивать ее.
Учет принципа психологии.
Развитие психики происходит только в деятельности. Учитель, родитель, воспитатель должны помнить, что личность развивается не в любой деятельности, что способствует появлению психических новообразований, а только ведущая деятельность ее возрастного этапа развития.