Разделы педагогической психологии


Разделы педагогической психологии

Задачи и разделы педагогической психологии

Определение 1

Педагогическая психология – это самостоятельная отрасль психологических знаний, базирующаяся на знаниях общей, возрастной, социальной психологии, психологии личности, а также теоретической и практической педагогики.

Педагогическая психология призвана:

  • выявить закономерности развития психики при обучении и воспитании;
  • установить условия успешности психического развития в образовательном пространстве;
  • определить базовые механизмы, в соответствии с которыми функционирует психика в процессе воспитания и обучения;
  • установить факторы, влияющие на психологическую сферу развития личности в процессе обучения и воспитания человека;
  • создать и развить методы и методики, позволяющие исследовать особенности функционирования психики в процессе воспитания и обучения;
  • популяризовать научные знания в социуме;

Выделено несколько разделов педагогической психологии. Охарактеризуем их.

Психология обучения. В данном направлении изучаются психологические закономерности познавательной деятельности учащихся. Одна из наиболее значимых проблем в этом направлении – вопрос умственного развития учеников. Значимым представляется вопрос индивидуального и дифференцированного процесса обучения. На сегодняшний день крайне востребован и широко применяется личностно-ориентированный подход в реализации процессов обучения и воспитания детей школьного возраста.

Замечание 1

Обозначенный подход позволяет решить, в некоторой степени, и проблемы развития творческой активности детей. Для педагогов и воспитателей крайне актуален вопрос достоверной диагностики умственного развития, а также развитие методов, которые направлены на повышение продуктивности познавательной активности учеников.

Психология воспитания – раздел, изучающий основные механизмы психики, а также закономерности становления личностных параметров учеников в ходе образовательной деятельности. Названный раздел ориентирован на выявление факторов, оказывающих воздействие на системы отношений:

  • ученик-ученик;
  • учитель-ученик;
  • родители-ученик;
  • учитель-администрация школы;
  • родители-школа;
  • ученик-администрация;
  • взрослые – дети.

В данном разделе рассматриваются психологические условия формирования нравственности и ее развития, мировоззрения, а также направленности личности. Крайне важный аспект - это психология саморазвития и самовоспитания человека.

Психология учителя. В данном направлении идет изучение особенностей функционирования и развития психики учителя в процессе его профессиональной деятельности. Особую роль играют исследования педагогических способностей индивидуально-типологических качеств личности, которые оказывают влияние на профессиональную деятельность, на процесс становления педагогического мастерства учителя, а также психологические аспекты профессионального взаимодействия.

Все три направления педагогической психологии стремительно развиваются и оказывают значительное воздействие на целостный образовательных процесс.

Основные закономерности формирования детской личности

Общеизвестным и неоспоримым положением является то, что личность формируется в течение всей жизни, личностные образования могут появляться в любом возрастном периоде. По мнению А.Н. Леонтьева, основа формирования личности – это социализация.

Определение 2

Социализация – это процесс усвоения человеком социального опыта в онтогенезе.

Необходимо отметить, что социализация – объективный процесс.

Любое общество подразумевает приобретение его гражданами желаемого социального опыта, который не будет противоречить общественным нормам и моральным устоям. Несмотря на то, что приобретение социального опыта – это индивидуальный процесс, он подчиняется определенному набору законов:

  1. Признание воспитания как основы формирования личности.

    Определение 3

    Воспитание – это процесс целенаправленного воздействия на личность с целью формирования у нее желаемых личностных параметров. Изменения, происходящие в личности и есть результат ее воспитания.

    Без процесса воспитания невозможно осуществить духовные преобразования, соблюдение традиций, выработать нормы поведения и общения, то есть невозможно осуществить ряд качественных изменений личности, которые обеспечили бы ей комфортное пребывание в социуме.

  2. Признание ребенка как субъекта воспитательного и обучающего процесса.

    Самостоятельная активность ребенка является одной из характеристик субъективного отношения к миру. Это значит, что только личное желание и стремление к какому-либо действию может привести к положительному результату. Не имея индивидуальной активности, процесс личностного становления крайне неэффективен. По этой причине отношение к развивающейся человеческой личности, как к объекту развития не приносит желаемого результата. Воспитателю всегда необходимо помнить, что он должен организовывать детскую деятельность таким образом, чтобы он был убежден, что сам этого хочет. Роль учителя – это организация условий, среды и контроль результатов самостоятельной детской деятельности.

  3. Включение мотивационно-потребностной сферы ребенка.

    Потребности играют огромную роль в жизни любого живого существа. У человека кроме естественных потребностей есть еще и социально-значимые. Они формируются на фоне конкретных социально-экономических отношений, сформированных интересов и внутренних побудителей.

  4. Учет завтрашнего дня развивающегося ребенка.

    В этом разделе подразумевается потенциальные и объективно существующие, обоснованные возможности детей, на которые необходимо ориентироваться родителю, учителю или воспитателю. В этом случае процесс личностного развития приобретает цель, становясь индивидуальным, продуктивным и управляемым. Более того, знание данной закономерности позволяет проектировать личностное развитие и безболезненно и без большого психического напряжения развивать ее.

  5. Учет принципа психологии.

    Развитие психики происходит только в деятельности. Учитель, родитель, воспитатель должны помнить, что личность развивается не в любой деятельности, что способствует появлению психических новообразований, а только ведущая деятельность ее возрастного этапа развития.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :