Развитие педагогической психологии


Развитие педагогической психологии

Понятие педагогической психологии

Определение 1

Педагогическая психология – это самостоятельная отрасль психологических знаний, базирующаяся на знаниях общей, возрастной, социальной психологии, психологии личности, а также теоретической и практической педагогики.

Роль психологии в практике воспитания и обучения была оформлена еще задолго до появления педагогической психологии как самостоятельной научной дисциплины. В трудах выдающихся педагогов Каменского Я.А., Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И.Г., Гербарта И.Ф., Дистервега А., Ушинского К.Д. и др. было подчеркнуто, что необходимо выстраивать педагогический процесс в соответствии с психологическими знаниями о ребенке. Вместе с этим, они еще не могли в полной мере раскрыть сущность психологической составляющей педагогического процесса из-за неразработанности самой науки.

Важное значение в становлении интереса к психологическим знаниям принадлежит работе Ушинского К.Д. «Человек как предмет воспитания. Опыт антропологической педагогики» 1968 года. В качестве предмета специального анализа и задач педагогического развития выступили проблемы мышления, памяти и речи, возникающие в процессе обучения. В соответствии с Ушинским К.Д., развитие речи, словарного запаса ребенка, которые зависят от организации его мышления, сути условий формирования его представлений, понятий и личности в целом.

Анализ становления и развития педагогической психологии помогает понимать сущность и специфику предмета ее исследования.

Этапы становления педагогической психологии

Становление и развитие педагогической науки состоит из трех этапов.

Первый этап – середина XVII века - конец XIX века. Это общепедагогический этап, требующий психологизации педагогики. На данном этапе можно выделить таких ученых, как Коменский Я.А., Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И., Дистервег А., Ушинский К.Д., Каптерев П.Ф.

Их именами ознаменовано начало формирования самостоятельной области знания. Само понятие педагогической психологии вошло в научный оборот после выхода в свет книги «Педагогическая психология» в 1877 году. А в 1903 году вышла книга Торндайка Э. с аналогичным названием.

Изначально данный термин стоял в одном ряду с терминами, которые были общепринятыми для обозначения дисциплин, которые занимали промежуточное положение между психологией и педагогикой. Это были термин Хрисмана О. «педология», термины Меймана Э. «экспериментальная дидактика» и « экспериментальная педагогика». Изначально экспериментальная педагогика и педагогическая психология были трактованы в качестве разных названий одной и той же области знания. Эту точку зрения поддерживали Выготский Л.С. и Блонский П.П. В целом, можно сказать, что данный период является этапом преимущественно умозрительных и логических построений, базирующихся на наблюдении, анализе и оценке педагогической действительности.

Проблемы, рассматриваемые на данном этапе:

  • взаимосвязи обучения, воспитания и развития;
  • творческая активность учащихся;
  • способности детей и их развитие;
  • роль личности учителя;
  • организация процесса обучения.

Второй этап охватывает конец XIX века – середина ХХ века. Педагогическая психология начинает формироваться как самостоятельная отрасли, ориентирующаяся на результаты, полученные в психологических и психофизиологических экспериментальных исследованиях. Развитие педагогической психологии шло вместе с бурным развитием экспериментальной психологии, созданием и разработкой конкретных педагогических систем. В этом направлении можно назвать систему Марии Монтессори, Вальдорфскую школу. Были разработаны непосредственно психологические проблемы и особенности запоминания, речевого развития, интеллектуального становления, особенностей выработки навыков. Можно отметь таких ученых, как Бине А., Анри Б., Дьюи Дж., Пиаже Ж.

На данном этапе возникали центры экспериментального изучения психики, а в частности, центры психического развития ребенка: лаборатория экспериментальной психологии в Гарвардском университете в 1875 году, под руководством Джемсома У. В университете Кларка, основанная в 1883 году Холлом Г.С., в Новороссийском университете 1896 года, под руководством Ланге Н.Н., а также при Педагогическом музее военно-учебных заведений в Петербурге, основанная в 1901 году Нечаевым А.П.

Данный этап был ознаменован следующими проблемами:

  • выделение педагогической психологии в самостоятельную научную отрасль;
  • широкое использование тестовых методик психодиагностики;
  • распространение школьных лабораторий, экспериментально-педагогических систем и программ;
  • формирование педологии;
  • попытки научной рефлексии образовательного процесса.

Третий этап – середина ХХ века – по настоящее время. На данном этапе происходило создание психологических теорий обучения, то есть разрабатывались теоретические основы педагогической психологии.

Скиннер Б. ы 1954 году разрабатывал идею программного обучения.

В 50-х годах Гальпериным П.Я. и Талызиной Н.Ф. разрабатывалась теория поэтапного формирования умственных действий.

60-е годы ХХ века ознаменованы развитием алгоритмизированного обучения Л. Ландом.

Оконь В. и Махмутов М. разрабатывали систему проблемного обучения.

Эльконин Д.Б., Давыдов В.В. создали теорию развивающего обучения, которая была реализована в практике развивающей системы Занкова Л.В.

Замечание 1

Еще одной тенденцией, связанной с привлечением в педагогическую действительность принципиально новых методов и средств, которые разрабатывались в практике психологической помощи и поддержки, были разнообразные игровые и тренинговые методики. Используемые в практике профессионального образования, они давали возможность значительно расширять спектр качеств, которые должны быть сформированы у учащихся при осуществлении педагогического процесса.

Таким образом, психологами не только было предложено новое видение педагогических целей, доступных для всего общества, но и были разработаны принципиально новые средства по их достижению.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :