Сложной и ключевой в педагогической практике и теории представляется проблематика развития личности в организованных специальных условиях. Она исследуется разными подходами и методами, поэтому ее изучением занимаются самые разные науки:
Педагогической психологией изучаются и выявляются эффективные условия для всестороннего и гармоничного личностного развития в обучающем и воспитательном процессе. Педагогическая наука касательно проблем личности и ее развития располагает тремя основными направлениями:
Представителями биологического подхода утверждается, что личность - это сугубо природное существо, поведение личности объясняется присущими ей от рождения потребностями, влечениями, инстинктами. Человеку необходимо подчиняться общественным требованиям, постоянно подавляя при этом естественные потребности. Индивиду приходится скрывать постоянную борьбу с самим собой, носить маски, неудовлетворение какой-либо естественной потребности ему необходимо замещать другим занятием или деятельностью.
Представителями социологического подхода утверждается, что человек рождается как биологическое существо, но в процессе своей жизнедеятельности он подвержен социализации благодаря воздействию на него социальных классов и групп, с которыми он контактирует. Чем ниже уровень развития личности, тем резче и ярче проявляются у нее биологические характеристики, речь идет прежде всего об инстинктах разрушения, обладания, половых.
Биосоциальное направление полагает: любой психический процесс (мышление, память, восприятие, ощущение) являются по своей природе биологическими, а качества, интересы, способности, личностная направленность сформированы как социальное явление.
Подобные подходы к определению сущности личности не способны объяснить ни ее развитие, ни ее поведение.
Современной педагогической наукой личность рассматривается комплексно, где биологическое не отделяется от социального. Преобразования в биологии личности могут сказаться на особенностях ее жизнедеятельности, и в целом на образе мыслей. Решающими являются интересы, мотивирования, цели, результаты социализации, которые определяют весь личностный облик, вселяют чувство уверенности в личность, чтобы она смогла преодолевать свои физические недостатки, особенности характера: излишняя стеснительность, или же, наоборот, вспыльчивость.
Личность - это продукт общественной и социальной жизни, являющийся живым организмом. Взаимоотношения биологического и социального в личностном поведении очень сложные, и способны по-разному воздействовать на него в разные периоды развития человека, в разных обстоятельствах и видах коммуникации с другими субъектами социума.
Например, иногда смелость доходит до безрассудного состояния, когда индивид пытается привлечь внимание к себе (признание, как естественная потребность). Других людей, наоборот, смелость заставляет встретиться лицом к лицу с жизненными трудностями, хотя, конечно, никто об этом даже не догадывается. Необходимо увидеть и степень качественного выражения. Например, чрезмерная вежливость граничит с подхалимством, а послушание всего лишь показатель пассивного выполнения требований, непоседливость свидетельствует о живом интересе, быстром переключении внимания.
По утверждению Выготского, личность представляет собой целостную психическую систему, выполняющую конкретные функции. Главные личностные функции: творчески освоить общественный опыт и включить человека в структуру общественных взаимоотношений. Только деятельность способна проявить все жизненные стороны, и отношения с другими субъектами социума. Личность формируется, развивается и существует посредством деятельности и общения. Таким образом, отсюда вытекает главная личностная характеристика - социальное обличье человека, который связан с жизнью других, окружающих его людей.
В данных направлениях различается понимание самой сути личностного развития. Метафизика рассматривает развитие как количественное накопление, повторение, уменьшение или увеличение изучаемых явлений. Диалектическим материализмом рассматривается развитие как природное свойство, мыслительное и общественное свойство, как движение снизу-вверх, как появление нового и преобразование старого.
Такой подход в развитии личности представляется единым биосоциальным процессом, где осуществляются как количественные изменения, так и качественные преобразования. Такая сложность обусловлена противоречивым процессом развития. Противоречие нового и старого, возникающее и преодолевающееся в воспитательной и обучающей деятельности, выступает движущей силой личностного развития.
Типы противоречий:
Рассмотренные несоответствия могут проявляться в любом возрасте, хотя в каждом возрасте они имеют свою специфику. Противоречия могут разрешиться посредством формирования более высокого уровня деятельности, результатом чего является переход ребенка на более высокий уровень своего развития. Таким образом, потребности удовлетворены, а противоречия снимаются. Но удовлетворенные потребности рождают новые потребности, более высокого уровня. Одно разногласие сменяет другое, а развитие продолжается.