Педагогическим воздействием называется особая деятельность педагогического работника, целью которой являются позитивные изменения психологических характеристик обучаемого (потребности, установки, отношения, состояния, поведенческие модели).
Психологическое воздействие старается преодолеть субъективные защиты и барьеры человека, переструктурировать его психологические характеристики или поведенческие модели в нужном русле. Психологическое воздействие располагает тремя парадигмами и тремя стратегиями воздействия, которые им соответствуют.
Первая стратегия – императивное воздействие, основными функциями которой являются: контроль поведения и установок индивида, их подкрепление и направление. Таким образом, это функции принуждения объекта воздействия. Как показывает педагогическая практика, стратегия является малопригодной, потому что воздействие на индивида без учета его актуального состояния, условий межличностной коммуникации, скорее всего приведет к обратному и даже отрицательному эффекту.
Вторая стратегия представляет собой манипулятивную стратегию (манипуляции). Она способна проникнуть в механизмы психических отражений и использует любой вид знания с одной только целью - воздействия. Такая стратегия получила широкое применение для создания общественного мнения, в том числе в области рекламной индустрии, а также и в педагогической практике.
Развивающей стратегией является последняя, третья стратегия. Реализация данного вида стратегии происходит с помощью диалога, являющегося ее непременным психологическим условием. Принципиальное отличие такой стратегии:
Конечно же, педагогическая практика должна отдавать предпочтение стратегии развивающего типа, потому что она эффективно формирует субъектность ребенка.
Конечной целью любого педагогического воздействия является субъектность, она и есть признак, который отличает педагогическое воздействие от любого псевдовоздействия, каким по сути является объектное воздействие. В содержание целей педагогического воздействия входит не только изменение поведения ребенка, но и изменение его отношений с миром.
Психологическая наука традиционно выделяет два важных типа педагогического воздействия:
Убеждением называется вид психологического воздействия, который адресован сознанию и воле воспитанника. Это воздействие является логически аргументированным, оно может быть выполнено сознательно и принимается критически. Целью, которую преследует убеждение, является сознательное принятие воспитанником определенных взглядов, отношений и следование им в своей сфере деятельности. Убеждение способно находить веские доводы (закономерности, примеры, факты). Авторитет педагогического работника влияет на результативность убеждения.
Внушением называется вид психологического воздействия, отличающегося снижением аргументаций, критичности и осознанности. Психика внушаемого получает установку, которая изменяет психическую деятельность, становясь установкой внутренней мотивации, регулирующей физическую и психическую активность на автоматическом уровне. Внушение бывает:
Педагогическое воздействие во многом зависит от отношения педагогического работника к воспитаннику. Основные принципы педагогического воздействия: заинтересованность жизнедеятельностью воспитанника, раскрытие мотивации и обстоятельств совершаемого поступка, понимание душевного состояния воспитанника, уважительное отношение к обучающемуся, педагогическая оптимистическая установка. Современное школьное учреждение опирается на гуманистическую психологию и педагогику сотрудничества, стремится реализовать эти принципы в практической деятельности.
Другим важным условием педагогического воздействия является высокий культурный уровень педагогического работника, его авторитет. Педагог постоянно заботится о своем истинном, а не мнимом авторитете, несмотря на уровень своего профессионализма. Преподаватель - это образец для обучающегося, носитель высоких культурных достижений.
Результативность воздействия зависит от убежденности самого педагогического работника в правоте своих распоряжений и требований. Не допускается совершать действия, которые противоречат этим требованиям. Необходимо анализировать свои поступки, критически оценивать свои действия и уметь вовремя признать свои просчеты и ошибки.
Чтобы педагогическое воздействие было успешным необходимо наладить психологический контакт с обучающимся, разрушить психологические барьеры. Невозможно полноценно воздействовать на ребенка при наличии психологических барьеров.
Психологические контакты бывают личностные, эмоциональные, познавательные, деятельностные. Личностное контактирование учитывает личностные особенности обучаемого: направленность, поведенческие мотивы, отношения, интересы, возрастные и индивидуально-личностные особенности. Эмоциональное контактирование предполагает общность эмоциональной позиции и переживаний преподавателя и обучающегося в отношении друг друга и ситуации.
Установить эмоциональные контакты можно только сблизив эмоциональные позиции и переживания, основываясь на знаниях обучаемого и понимании его ситуативного эмоционального фона. Опытный педагогический работник как правило не предпринимает никаких действий, не выяснив эмоциональное состояние обучаемых и не обеспечив снятие эмоциональных барьеров.