Педагогическая психология – это самостоятельная отрасль психологических знаний, базирующаяся на знаниях общей, возрастной, социальной психологии, психологии личности, а также теоретической и практической педагогики.
К основным проблемам педагогической психологии можно отнести:
Проблема определения сенситивных периодов. Данная проблема взаимосвязана с выделением и максимально эффективным использованием определенных возрастных периодов ребенка, для развития у него тех или иных качеств и способностей.
Сенситивный период – это время наибольшей чувствительности психики ребенка к определенному типу воздействий.
На сегодняшний день нет информации о каждом из всех возможных сенситивных периодов развития личности и интеллекта, а также об их начале, продолжительности и конце. Скорее всего, это периоды, являющиеся индивидуальными и своеобразными. Возможно, существует несколько сенситивных периодов для одних и тех же свойств на разных возрастных этапах. Пока нет однозначных ответов на решение этих проблем.
Затруднения, вызываемые практическим педагогическим решением обозначенной проблемы, также состоят в том, чтобы суметь точно определить признаки начала сенситивного периода, а также комплекс психологических качеств каждого ребенка, которые могут быть сформированы в рамках одного сенситивного периода.
Проблема взаимосвязи сознательно организованного целенаправленного воздействия с естественным психическим развитием ребенка. Другими словами, взаимосвязь биологического созревания с обучением и развитием ребенка. Специально организованная система обучения помогает развитию ребенка или только мешает ему.
Проблема общего и возрастного сочетания процессов обучения и воспитания. Какие приоритеты и в каком возрасте должны быть сформированы у ребенка, каким образом можно гармонично соединить процесс обучения с процессом воспитания.
Проблема осуществления системного подхода к развитию ребенка и комплексного педагогического воздействия. Определение законов, в соответствии с которыми должно протекать педагогическое воздействие и каковы его ключевые компоненты.
Проблема взаимозависимости созревания и обучения ребенка, его способностей и задатков, генетической и средовой обусловленности развития психологических особенностей и поведения ребенка.
Проблема, касающаяся определения психологической готовности детей к сознательному обучению и воспитанию, а также поиск валидных диагностических средств.
Проблема педагогической запущенности: с помощью каких средств можно определить безнадежно отстающего в развитии ребенка от педагогически запущенного. Какие дефекты в развитии можно устранить на определенном этапе, а какие не поддаются корректированию.
Педагогически запущенный ребенок должен находиться в благоприятных психологических условиях, чтобы он получил возможность ликвидировать собственное отставание в развитии.
Необходимо находить истинные критерии различия педагогической запущенности от разнообразных форм истинной умственной отсталости, задержки психического развития или олигофрении. Чтобы не допустить ошибок и не допустить попадания детей, педагогически запущенных, но поддающихся коррекции, в специализированные учебные заведения для детей с умственной отсталостью.
Проблема обеспечения индивидуализации обучения. То есть, какими средствами можно создавать условия для реализации индивидуального обучения, то есть темпа и ритма усвоения знаний, ориентированных на индивидуальные особенности ребенка, когда целостному учебному процессу характерен групповой характер.
Предмет каждой из отраслей научного знания задает всю ее тематическую структуру, то есть, все те разделы, которые входят в данную науку.
Традиционно принято в структуре педагогической психологии выделять три раздела:
Однако, при такой классификации исключается из рассмотрения личность и активность самого ученика.
На самом деле термином «обучение» обозначают процесс воздействия на учащегося со стороны учителя с целью того, чтобы ученик усвоил знания и сформировать у него умения, то есть учитель рассматривается в качестве активной стороны, субъекта деятельности, а ученик выступает объектом воздействия.
Термин «воспитание» тоже предполагает воздействие на учащегося с целью сформировать у него определенные, желательные для воспитателя, психологические свойства и качества, то есть ребенок снова становится объектом, на который необходимо оказывать влияние определенным образом, а только как отдельный вопрос в этой теме можно рассмотреть самовоспитание.
В рамках более прогрессивных подходов, учитель как и ученик рассматриваются в качестве активных участников образовательной деятельности. Каждый из названных субъектов, активно осуществляет собственную деятельности: ученик осуществляет учебную деятельность; учитель – педагогическую деятельность.
Обе эти разновидности деятельности оказывают существенное воздействие на психологическое развитие собственных субъектов и не могут быть осуществлены изолированно друг от друга. Важными и неотъемлемыми частями каждого из них являются общение и сотрудничество субъектов. Учитель взаимодействует с учениками, ученики – между собой, учителя также могут взаимодействовать между собой. Именно единством учебной и педагогической деятельности является целостный образовательный процесс. В данном случае воспитание органично включается в образовательном процессе через его содержание, формы и методы реализации.
Если рассматривать структуру педагогической психологии с таких позиций, то в ней выделяется четыре раздела: