Принципы и цели педагогической психологии


Принципы и цели педагогической психологии

Понятие и цель педагогической психологии

Определение 1

Педагогическая психология – это самостоятельная отрасль психологических знаний, базирующаяся на знаниях общей, возрастной, социальной психологии, психологии личности, а также теоретической и практической педагогики.

Основной целью педагогической психологии является координация педагогического процесса, а также процесса индивидуального развития ученика, а этим обеспечивается включение ученика в педагогический процесс.

Исходя из этого, определяется основная задача педагогической психологии – выявить, изучить и описать психологические особенности и закономерности интеллектуального и личностного развития человека, в различных условиях учебно-воспитательной деятельности, а также образовательного процесса.

Формирование современной педагогической психологии определялось с точки зрения гуманитарных идеалов научности, направленных на процесс становления самостоятельного и жизнеспособного человека, как уникального духовного образования в рамках процессов воспитания и обучения.

Принципы педагогической психологии

Выделяют несколько принципов педагогической психологии.

Принцип социальной целесообразности. Процесс развития педагогической психологии обуславливается системой социальных ценностей и ожиданий, которые являются общепринятыми в образовательной системе и в целостном обществе, которыми определяется социальная целесообразность определенных теоретических и практических действий. На сегодняшний день социально-целесообразным стало создание образовательных систем, которые помогают воспитывать самостоятельную и автономную личность, которая способна определять и реализовывать цели собственного развития, а также дальнейшего общественного развития.

Любое психическое явление, которое становится предметом для изучения педагогической психологии, подвергается анализу с позиций социальной целесообразности, реализуется на двух уровнях:

  • адаптационный – не противоречащие индивидуальные нормы субъекта общественным требованиям, в процессе его жизнедеятельности;
  • преобразовательный – создание новых общественно-исторических форм, которые помогают развивать данного человека или систему, а также способствуют прогрессу целостного общества.

Принцип единства теории и практики. Образовательная практика – основной источник проблем для теоретических и экспериментальных исследований педагогической психологии, а также критерии оценки и их результативность. Теория и практика педагогической психологии взаимодополняют друг друга.

Принцип развития. Цель любого воздействия теории или практики педагогической психологии – это становление и развитие участников образовательного процесса и целостной системы образования. Любое явление и процесс должны изучаться в динамическом развитии и становлении, а не как завершенная система.

Эффективная воспитательно-образовательная система должна сочетать в себе процесс развития трех видов:

  • рост и созревание, то есть приобретение психических новообразований через их биологическое вызревание в онтогенетическом процессе, без активного вмешательства участников системы образования. Например, это системы свободного воспитания личности – Вальдорфская школа, Школа Монтессори и пр.;
  • формирование – подразумевает приобретение новообразований психики за счет интериоризации общественных норм и опыта, которые активно транслируется взрослыми участниками образовательной деятельности. На данном типе основаны бихевиористический и деятельностный образовательные подходы;
  • преобразование – процесс приобретения новообразований психики посредством самостоятельного поиска средств для собственного психического развития. Данный тип развития может быть осуществлен с помощью взрослых участников образовательной деятельности. Основной их задачей будет создание возможности для детского самосовершенствования. Гуманистическая педагогика, а также субъектный и экзистенциально-гуманистический подходы к образовательной среде позволяют реализовать на практике данный принцип.

Принцип детерминации предполагает установление взаимосвязи предмета исследования и предыдущего или последующего события, а также отношений его жизни, прогнозирование его дальнейшего поведения на основании определенных средовых влияний.

Детерминация может быть двух типов:

  • казуальная – позволяет установить отношения между психическими явлениями при том, что события из прошлого опыта вызывают формирование определенных психических качеств человека.
  • целевая – позволяет установить такие отношения между явлениями психики, при которых ценности субъекта направляют и определяют его жизнедеятельность.

В такой ситуации психологическая помощь девиантной личности будет выстраиваться на основании выявления у него жизненных целей, а также формировании самостоятельных навыков в достижении целей.

Принцип системности – рассматривает предмет исследования в качестве компонента системы, имеющего самостоятельную цель функционирования.

Развитие участников системы – это основная цель педагогической психологии, этот процесс может протекать на нескольких уровнях:

  • индивидуальный уровень – состоит из генотипических, когнитивных, эмоционально-волевых, потребностно-мотивационных и личностных особенностей;
  • социальный – состоит из коммуникативных навыков участников, выполнения социальных ролей, принципов существования социальной общности;
  • духовный – имеет ряд ценностно-смысловых оснований человеческого существования, субъективности человека – то есть баланса индивидуальных и социальных поведенческих детерминант, отраженной субъективности – вклада в культуру и жизнь окружающих людей.
Замечание 1

После установления состава уровней системы, начинается анализ взаимоотношений между ними, идет выявление закономерностей их функционирования, изучение генезиса системы и системных качеств предмета, который подвергается изучению.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :