Педагогическая психология – это самостоятельная отрасль психологических знаний, базирующаяся на знаниях общей, возрастной, социальной психологии, психологии личности, а также теоретической и практической педагогики.
Основной целью педагогической психологии является координация педагогического процесса, а также процесса индивидуального развития ученика, а этим обеспечивается включение ученика в педагогический процесс.
Исходя из этого, определяется основная задача педагогической психологии – выявить, изучить и описать психологические особенности и закономерности интеллектуального и личностного развития человека, в различных условиях учебно-воспитательной деятельности, а также образовательного процесса.
Формирование современной педагогической психологии определялось с точки зрения гуманитарных идеалов научности, направленных на процесс становления самостоятельного и жизнеспособного человека, как уникального духовного образования в рамках процессов воспитания и обучения.
Выделяют несколько принципов педагогической психологии.
Принцип социальной целесообразности. Процесс развития педагогической психологии обуславливается системой социальных ценностей и ожиданий, которые являются общепринятыми в образовательной системе и в целостном обществе, которыми определяется социальная целесообразность определенных теоретических и практических действий. На сегодняшний день социально-целесообразным стало создание образовательных систем, которые помогают воспитывать самостоятельную и автономную личность, которая способна определять и реализовывать цели собственного развития, а также дальнейшего общественного развития.
Любое психическое явление, которое становится предметом для изучения педагогической психологии, подвергается анализу с позиций социальной целесообразности, реализуется на двух уровнях:
Принцип единства теории и практики. Образовательная практика – основной источник проблем для теоретических и экспериментальных исследований педагогической психологии, а также критерии оценки и их результативность. Теория и практика педагогической психологии взаимодополняют друг друга.
Принцип развития. Цель любого воздействия теории или практики педагогической психологии – это становление и развитие участников образовательного процесса и целостной системы образования. Любое явление и процесс должны изучаться в динамическом развитии и становлении, а не как завершенная система.
Эффективная воспитательно-образовательная система должна сочетать в себе процесс развития трех видов:
Принцип детерминации предполагает установление взаимосвязи предмета исследования и предыдущего или последующего события, а также отношений его жизни, прогнозирование его дальнейшего поведения на основании определенных средовых влияний.
Детерминация может быть двух типов:
В такой ситуации психологическая помощь девиантной личности будет выстраиваться на основании выявления у него жизненных целей, а также формировании самостоятельных навыков в достижении целей.
Принцип системности – рассматривает предмет исследования в качестве компонента системы, имеющего самостоятельную цель функционирования.
Развитие участников системы – это основная цель педагогической психологии, этот процесс может протекать на нескольких уровнях:
После установления состава уровней системы, начинается анализ взаимоотношений между ними, идет выявление закономерностей их функционирования, изучение генезиса системы и системных качеств предмета, который подвергается изучению.