Изучая разные психологические терапевтические практики, можно заметить, что разработка их основных направлений происходила в Европе и Америке. После того, как была запрещена педология и приостановлена психологическая практика в Советском Союзе, практическое применение психотерапевтических наработок в нашей стране оказалось невозможным. Тем не менее, психология как практическая прикладная отрасль не прекратила своего развития.
Почти все двадцатое столетие психологическая практика развивается как психолого-педагогическая в границах возрастной педагогической психологической науки. Психологами-учеными, работавшими в образовательной системе, разрабатывались новые психологические концепции, на основании которых можно было бы организовать педагогическое и психологическое сопровождение преподавателя и обучаемого в качестве субъектов обучающего процесса.
В середине двадцатого века в отечественной психологии сформировались взгляды, положения, доктрины, трактовки учения и учебного процесса (Калмыкова З.И., Богоявленский Д.Н., Гальперин П.Я., Талызина Н.Ф., Эльконин Д.Б., Давыдов В.В., Маркова А.К., Занков Л.В., Люблинская А.А., Кузьмина И.В., Гранин Г.Г.), внесшие существенный вклад как в осмысление практической педагогики, так и в педагогическую психологию как науку нашей страны и других государств.
Значительно повлияли на развитие практического аспекта педагогической психологии:
В России первые попытки практического применения психологии в обучающем и воспитательном процессе подрастающего поколения появились в конце девятнадцатого столетия, и были они связаны с педологией.
Впервые психологическая служба появляется в сфере образовательной деятельности, она призвана оказывать помощь ребенку, который испытывает различные затруднения в процессе своего развития. Труды Выготского Л.С. и его сподвижников лежат в основе современного научного знания о психическом формировании и воспитании детей.
В начале двадцатых годов двадцатого столетия происходит формирование и процесс развития детской практической психологии. Формулируются важнейшие задачи и пути работы педологов и практических психологов в дошкольных и школьных учреждениях, определяются их права и обязанности. Тем не менее в 1936 году педологическая практика в школьных учреждениях была запрещена. Развитие педологической науки было запрещено.
Огромную роль в развитии школьных психологических служб сыграла конференция в Уэльсе, состоявшаяся в 1973 году и рассматривавшая цели и роль школьных психологических служб, их юридическое и этическое основание, проблемы профессионализации школьных психологов, программное содержание обучающего процесса школьных психологов.
С семидесятых годов двадцатого века возобновляется в России разработка методик по практическому участию психологов в работе школьных учреждений. Это происходит по той причине, что в педагогике и психологии возникают необходимые теоретические и практические условия:
В восьмидесятых годах интенсивно возрождается психологическая служба в системе образовательной деятельности нашей страны.
Сегодня в системе психологической службы работают специалисты, которые получили общепсихологические и специальные психологические навыки как в детской, так и в возрастной педагогической психологии, овладели психодиагностическими и психокоррекционными активными методами социально-педагогического обучающего процесса и психологических консультаций.
Психологическая служба образовательной деятельности осуществляется в трех направлениях:
Ведутся активные исследования в области организационных и научных психолого-педагогических начал функционирования психологических служб на всех уровнях дошкольной и высшей профессиональной образовательной деятельности. Помимо психологических служб школьных учреждений работают медико-социально-психолого-педагогические центры, организующие коррекционный и психотерапевтический процесс и с трудными случаями в нарушениях психологического здоровья обучающихся. Современные образовательные учреждения обладают разнообразными концепциями педагогической и психологической поддержки. Психологи образовательных учреждений на регулярной основе применяют участие в симпозиумах, специальных семинарах-совещаниях.