Подходы педагогической психологии


Подходы педагогической психологии

Сущность основных подходов педагогической психологии

Замечание 1

Педагогическая психология в настоящий момент располагает двумя методологическими подходами к изучению человека: естественнонаучным и гуманитарным (психотехническим).

С позиции естественнонаучного подхода строится истинная картина происходящего, познаются объективные, общие законы природы. Психолог является отстраненным исследователем, не влияет на происходящее с изучаемым объектом, при этом не берутся в расчет и ценности, которые исповедует исследователь. Обработка результатов происходит при помощи математических методов, вследствие чего появляются различные классификации и типологии.

Гуманитарным подходом делается упор на наиболее сущностные проявления природы человека:

  • ценности;
  • смысл;
  • свобода;
  • ответственность.
Замечание 2

Этот подход признает важным не факты и психологические закономерности, а отношение индивида к сведениям, смысл, который он вкладывает в них. Внимание концентрируется на особенном, индивидуальном, а не на общих закономерностях. Более того, гуманитарный подход признает человеческое бытие сложным, противоречивым и изменчивым.

Стратегии естественнонаучного подхода в педагогической психологии

Педагогической психологии как науке необходимо накапливать эмпирические данные, объяснять их и систематизировать. Поэтому, естественнонаучная парадигма сформировала конкретные стратегии в исследовании:

  • наблюдательская стратегия, обеспечивает сбор и систематизацию данных в рамках задачи, которую предложил исследователь, накапливается эмпирический материал, и далее описываются закономерности наблюдаемого явления или процесса;
  • естественнонаучная, констатирующая эксперимент стратегия, помогает выявить процесс или явление в специальных условиях, измеряет его количественные параметры и дает качественное описание. Родители, педагоги, воспитанники являются для психолога объектом изучения, испытуемыми. План исследования сформирован заранее, психолог практически не может влиять на изучаемый процесс;
  • активность во взаимодействии психологического работника и другого человека при формировании определенного процесса. Дело в том, что современной педагогической психологией рассматривается не устоявшееся личное сознание человека, а сознание становящегося, развивающегося, духовно растущего индивида, который прилагает усилия и работает над своим развитием. Для реализации данной стратегии используются гибкие процедуры, которые зависят от специфики взаимодействия. Психологический работник заинтересован в происходящем. Психолог интерпретирует, понимает, рефлексирует, проблематизирует и вступает в диалог с другими людьми.

Интерпретационный подход. Каждый язык располагает некоторыми понятийными конфигураторами, интерпретационными схемами. В личную интерпретационную схему помещаются факты, приобретая различные смысловые оттенки. Вхождение в смысловые границы другого приводит к взаимопониманию между людьми.

Сущность понимания в педагогической психологии

Определение 1

Пониманием называется схватывание основного коммуникативного смысла, поступков человека, фактов, явлений, событий, которые возникают в определенных ситуациях.

Человек может существовать в различном контексте: объективном и субъективном. Процесс интеграции смыслообразующего контекста может образовывать во взаимодействии человека с окружающей средой его субъективное представление о мире. Представления о мире влияют на выбор действий и поступков, выступают в качестве объективного фактора.

Процесс понимания является активным, выступая в качестве диалога, и точки соприкосновения находятся в совместной коммуникативной деятельности психологического работника с другими людьми.

Организация понимания, основные приемы:

  • сложное сводится к более простому, вычленяется базовая идея и чувства;
  • налаживаются отношения сотрудничества, содействия психологического работника среди двух субъектов;
  • деятельность осуществляется в рамках правил майевтики с целью расширить поле возможного смысла, ставятся такие неопределенные вопросы, которые стимулируют естественный процесс расширения смысловых значений;
  • используется прием для выращивания смысла, с целью повторения основных мыслей и интерпретации ранее сказанного, используются уточняющие вопросы, углубляется смысл, выдвигаются гипотезы о смысле уже сказанного.

Процесс понимания тесно связан с рефлексией, являющейся механизмом понимания своего бытия и самого себя. Психологический работник оказывает помощь другим, чтобы они оказались в рефлексивной позиции. Рефлексивный выход наступает из-за непонимания в общении, невозможностью охарактеризовать с полнотой собственную ситуацию.

При помощи диалога индивид приобщается к другому жизненному и смысловому пространству, которое состоит не только из языкового взаимодействия и не приводит к истине, а проясняет духовное измерение существования.

Под проблематизацией понимается некая техника мысли, которая состоит в объяснении, обосновании, что и зачем утверждают другие. Проблематизация способна резко повысить продуктивность и качественный смысл суждений, сформировать поисковые навыки, проработать и построить основания для своих действий, поступков, утверждений.

Практические психологические методы в педагогической психологии

Третья стратегия использует практические психологические методы. Сюда относятся: психологическая консультация, психологическая коррекция, психотерапия, психотренинги, поэтапное формирование умственного действия, восхождение от абстракции к конкретике. Была изучена специфика становления познавательной деятельности, ученые разработали подходы к ее формированию. Следовательно, одномоментно решаются обе задачи: формирования и исследования.

Традиционные методы педагогической психологии, используемые для диагностирования, обладают высоким коррекционным потенциалом. Например, детские рисунки можно использовать в качестве диагностического инструмента, с одной стороны. А с другой стороны, это хорошо отработанная методика психологического корректирования



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :