Педагогическая психология в настоящий момент располагает двумя методологическими подходами к изучению человека: естественнонаучным и гуманитарным (психотехническим).
С позиции естественнонаучного подхода строится истинная картина происходящего, познаются объективные, общие законы природы. Психолог является отстраненным исследователем, не влияет на происходящее с изучаемым объектом, при этом не берутся в расчет и ценности, которые исповедует исследователь. Обработка результатов происходит при помощи математических методов, вследствие чего появляются различные классификации и типологии.
Гуманитарным подходом делается упор на наиболее сущностные проявления природы человека:
Этот подход признает важным не факты и психологические закономерности, а отношение индивида к сведениям, смысл, который он вкладывает в них. Внимание концентрируется на особенном, индивидуальном, а не на общих закономерностях. Более того, гуманитарный подход признает человеческое бытие сложным, противоречивым и изменчивым.
Педагогической психологии как науке необходимо накапливать эмпирические данные, объяснять их и систематизировать. Поэтому, естественнонаучная парадигма сформировала конкретные стратегии в исследовании:
Интерпретационный подход. Каждый язык располагает некоторыми понятийными конфигураторами, интерпретационными схемами. В личную интерпретационную схему помещаются факты, приобретая различные смысловые оттенки. Вхождение в смысловые границы другого приводит к взаимопониманию между людьми.
Пониманием называется схватывание основного коммуникативного смысла, поступков человека, фактов, явлений, событий, которые возникают в определенных ситуациях.
Человек может существовать в различном контексте: объективном и субъективном. Процесс интеграции смыслообразующего контекста может образовывать во взаимодействии человека с окружающей средой его субъективное представление о мире. Представления о мире влияют на выбор действий и поступков, выступают в качестве объективного фактора.
Процесс понимания является активным, выступая в качестве диалога, и точки соприкосновения находятся в совместной коммуникативной деятельности психологического работника с другими людьми.
Организация понимания, основные приемы:
Процесс понимания тесно связан с рефлексией, являющейся механизмом понимания своего бытия и самого себя. Психологический работник оказывает помощь другим, чтобы они оказались в рефлексивной позиции. Рефлексивный выход наступает из-за непонимания в общении, невозможностью охарактеризовать с полнотой собственную ситуацию.
При помощи диалога индивид приобщается к другому жизненному и смысловому пространству, которое состоит не только из языкового взаимодействия и не приводит к истине, а проясняет духовное измерение существования.
Под проблематизацией понимается некая техника мысли, которая состоит в объяснении, обосновании, что и зачем утверждают другие. Проблематизация способна резко повысить продуктивность и качественный смысл суждений, сформировать поисковые навыки, проработать и построить основания для своих действий, поступков, утверждений.
Третья стратегия использует практические психологические методы. Сюда относятся: психологическая консультация, психологическая коррекция, психотерапия, психотренинги, поэтапное формирование умственного действия, восхождение от абстракции к конкретике. Была изучена специфика становления познавательной деятельности, ученые разработали подходы к ее формированию. Следовательно, одномоментно решаются обе задачи: формирования и исследования.
Традиционные методы педагогической психологии, используемые для диагностирования, обладают высоким коррекционным потенциалом. Например, детские рисунки можно использовать в качестве диагностического инструмента, с одной стороны. А с другой стороны, это хорошо отработанная методика психологического корректирования