Педагогическая психология – это самостоятельная отрасль психологических знаний, базирующаяся на знаниях общей, возрастной, социальной психологии, психологии личности, а также теоретической и практической педагогики.
Объект педагогической психологии - это деятельностный процесс передачи и усвоения социального опыта человеком.
Предмет педагогической психологии – нормативная структура совместной деятельности, в ходе которой ребенок усваивает, а учитель передает ему собственный социальный опыт, создавая благоприятные условия для усвоения.
К основным проблемам педагогической психологии можно отнести следующие
Связь сознательно организованного педагогического воздействия на ребенка и его психологическое развитие. На сегодняшний день отсутствует однозначный ответ на вопрос, ведет ли обучение и воспитание за собой процесс развития; любое ли обучение способствует процессу развития; каким образом связано биологическое созревание организма и обучение, и развитие ребенка; какое влияние оказывает обучение на созревание, и если да, то до каких пределов;
Сочетание возрастных закономерностей с индивидуальными особенностями развития, а также оптимальными для каждой возрастной категории и конкретного ребенка, методы обучения и воспитания. Каждый детский возраст имеет уникальные возможности для его интеллектуального и личностного развития, но с течением возраста, у детей накапливается все больше индивидуальных различий.
Нахождение и максимально эффективное применение сенситивного периода развития детской психики.
Сенситивный период – это время наибольшей чувствительности психики ребенка к определенному типу воздействий.
Затруднения, вызываемые практическим педагогическим решением обозначенной проблемы, также состоят в том, чтобы суметь точно определить признаки начала сенситивного периода, а также комплекс психологических качеств каждого ребенка, которые могут быть сформированы в рамках одного сенситивного периода.
Психологическая готовность детей к сознательному обучению и воспитанию. Нет психологических свойств и качеств человека, которые бы возникали внезапно из ничего. Их появлению в открытой форме предшествует длительный период скрытого, латентного преобразования. Относительно большинства психологических свойств и детских особенностей, об этих периодах крайне мало известно. Как они начинаются, какова их продолжительность, каково соотношение скрытых и открытых периодов каждой психической функции. Решая данную проблему, следует четко определить, в каком значении будет употребляться и пониматься термин «готовность к воспитанию и обучению». Подразумевает он наличие у ребенка определенных задатков или уже развившегося набора способностей; наличный уровень психического развития; либо же учитывается только зона ближайшего развития. Значительные затруднения также представляет процесс поиска валидных и надежных методов психодиагностики готовности к обучению в школе и воспитанию.
Педагогическая запущенность. Отставание ребенка от сверстников в развитии может быть вызвано целым рядом различных причин, при этом необходимо уметь отличать истинную умственную отсталость от педагогической запущенности ребенка, которая вызвана тем, что на ранних этапах развития, ребенка плохо обучали и воспитывали, в связи с чем он не получил от окружающих его взрослых того понятийного аппарата, который характерен для детей его возрастной категории. Педагогически запущенный ребенок должен находиться в благоприятных психологических условиях, чтобы он получил возможность ликвидировать собственное отставание в развитии.
Необходимо находить истинные критерии различия педагогической запущенности от разнообразных форм истинной умственной отсталости, задержки психического развития или олигофрении. Чтобы не допустить ошибок и не допустить попадания детей, педагогически запущенных, но поддающихся коррекции, в специализированные учебные заведения для детей с умственной отсталостью.
Обеспечение индивидуального подхода в процессе обучения.
Индивидуальный подход – это применение к каждому ученику такого типа программ и методов обучения и воспитания, которые наилучшим образом подходят для его индивидуальных особенностей, в первую очередь, к имеющимся у него способностям и задаткам.
На сегодняшний день, предмет педагогической психологии состоит из все большего количества разнообразных задач, которые перед педагогической психологией ставит жизнь. Отказ от идеологии, единой для всей системы образовательной идеологии, а также разнообразие предлагаемых образовательных программ и систем, новые жизненные требования к интеллекту, а также к личности гражданина заставляют обращаться педагогическую психологию к новым и новым исследовательским областям.
Наиболее важными и актуальными задачами педагогической психологии являются: