Педагогической психологией или психологией воспитания называется отрасль психологической науки, исследующая воспитательные и обучающие методы, с целью повышения эффективности образовательных функций и педагогических средств, которые составляют психологический аспект преподавания. Она тесно взаимодействует с социальной психологией и когнитивной психологией по общности изучаемого предмета и метода.
Психология воспитания относится к прикладному разделу психологии, цель которого заключается в решении практической проблематики. В психологии воспитания осуществляются фундаментальные и прикладные исследования, при этом используются педагогические институты в роли психологических лабораторий.
Объектом психологии воспитания выступает личность, которая развивается посредством воспитательного воздействия. В качестве предмета выступают психологические закономерности формирования индивида посредством воспитательной деятельности, целенаправленного управления педагогическим процессом.
Воспитание передает новому поколению общественно-исторический опыт, планомерно и целенаправленно воздействуя на поведение и сознание индивида с целью создания конкретной установки, понятия, принципа, ценностной ориентации, что подготавливает благоприятную почву и создает условия для подготовки личности к общественной жизни и трудовому процессу. Такая социализирующая деятельность осуществляется всю жизнь, индивид остается активным и испытывает воздействие социальных и культурных факторов.
Главной целью воспитательного процесса остается формирование личности ребенка, приспособленной к социальной и общественной жизнедеятельности.
Задачи воспитательной деятельности на каждом этапе социально-исторического процесса исходят из общечеловеческих и нравственных ценностей. Задачи воспитательного процесса не устанавливаются однажды и навсегда: изменяется общественное устройство и социальные взаимоотношения, претерпевают изменения и воспитательные задачи. Если происходят значительные социально-экономические преобразования, то и воспитательные задачи являются неустойчивыми и неопределенными.
Психологическое содержание воспитательного процесса включает в себя исследование психологической структуры личностного развития в постоянном контакте педагога и обучаемого, исследование воспитательного воздействия исходя из индивидуальных и психологических особенностей ребенка. Фундаментом психологической структуры воспитанника выступает мотивационно-потребностный аспект личности.
Идеалами направляется и регулируется процесс формирования. При помощи убеждений формируется собственная оценка, личностное мировоззрение. Создаются положительные привычки, выступающие рычагом всего воспитательного процесса. Устойчивые мотивы, выступающие в качестве доминантов, задают общую направленность всему поведению человека, что создает личностную направленность. Формы направленности:
Характер воспитательного процесса формирует мотивы поведения, доступные для ребенка в определенном возрасте формы и способы поведения.
Правила личностного формирования:
Смысловые барьеры - это недопонимания, возникающие в момент общения, так как субъектами общения иногда приписывается одному и тому же событию разная смысловая направленность, и соответственно, разная мотивация, лежащая в их глубине.
Виды смысловых барьеров:
Педагогической психологией исследуются законы познания информации, умений, навыков при овладении социокультурным опытом индивидом, выступающим в качестве субъекта учебного процесса, организуемого и управляемого преподавателем в разных условиях образовательной деятельности, а также психологическая основа работы преподавателя, его индивидуальная, профессиональная и психологическая направленность.
Таким образом, педагогической психологией изучаются законы обучающего и воспитательного процесса, а также педагогического функционирования в целом.
Воспитательный и обучающий процесс являются разными, но в то же время взаимосвязанными сторонами одного педагогического функционирования. На практике, как правило, они реализовываются вместе, следовательно, не представляется возможным отделить обучающий процесс от воспитательного (и как процесс, и как результат). Тем не менее, обучающий процесс и воспитательный рассматриваются педагогической психологией отдельно, потому что имеют различия в своих целях, содержании, методах, и типам их реализации.
Воспитательный процесс происходит посредством межличностного общения человека, преследуя цель формирования и развития мировоззренческих и моральных норм, характера личности.
Обучающий процесс осуществляется посредством различных видов предметного теоретического и практического функционирования) с ориентацией на интеллектуальную и когнитивную развитость обучаемых.