Педагогическая психология, педагогика, общая дидактика различают две взаимосвязанные стороны образовательной деятельности. То есть обучение, которое осуществляет педагог, и научение или учение, которое осуществляет обучающийся.
Процесс обучения - это целенаправленная, последовательная передача (трансляция) исторического, социального, культурного опыта другим людям в специально созданных условиях семьи, школьного учреждения, высшего учебного заведения, определенных сообществ. Человек, который обучает - это преподаватель. Обучающий процесс осуществляется преподавателем, а преподавательская деятельность является педагогической.
Рассматривая эту деятельность, возникают психологические вопросы: что такое содержание обучения, соотношение обучающей программы, ее содержания и методов; как в обучающем процессе можно реализовать его основные цели - развить личность ученика, можно ли объединить воспитание, развитие и обучение.
Процесс, который обеспечивает усвоение знаний, навыков и умений называется обучением. Обучение является процессом по активному воздействию того, кто обучает и того, кто учится. Обучающий процесс имеет множество сторон. В структуре обучения, его механизмах выражается психологическая сторона обучающего процесса; раскрывает она и психологическую специфику личности преподавателя и воспитанника; выражается она в способах и формах обучающего процесса.
Раздел педагогической психологии, психология обучения, раскрывает психологическую сущность каждого элемента учебного процесса.
Психологией обучения называется научная тенденция, исследующая психологические законы усвоения знаниями, умениями и навыками, психологические способы научения и учебного функционирования, типы возрастных изменений, определенные процессом научения. Психология обучения ищет возможности по управлению процессом учения, в этом заключается ее основная практическая функция.
Учение является специфической деятельностью, включающее цели, мотивы, действия, таким образом она формирует психологические новообразования и свойства полноценной личности. Это универсальный процесс, составляющий основу исследования любым другим видом деятельности.
Психология обучения ставит своей задачей проанализировать и разработать требования к учебному процессу, осуществляемому обучающимся в педагогической деятельности. Она получает конкретизацию посредством частных задач:
Обучаемостью называются способности в усвоении новой, учебной информацией (новые знания, действия, новые формы деятельности).
Обучаемость основывается на способностях сенсорного перцептивного процесса, познавательной активности обучающегося, которые способны проявиться в разной деятельности и в разных учебных дисциплинах. Важное значение для уровня обучаемости имеет формирование на определенном, сензитивном этапе развития, в том числе при переходе от дошкольного этапа к школьному систематическому обучению, метакогнитивные навыки (деятельность по планированию и самоконтролю, проявляется она в произвольной памяти и произвольном внимании), понимание и использование разных видов знаковых систем (символическая, графическая, образная).
В процессе научения приобретается индивидуальный опыт. Научение человека основано на высшей психической функции: сознание, самосознание, духовные потребности. Теоретические и практические знания, разнообразные трудовые умения отображаются в опыте человека, появляясь в процессе целенаправленного учебного процесса. При помощи научения животные совершенствуют и видоизменяют врожденные формы поведения, а также формируют индивидуально-изменчивые и вариабельные его формы. Простое научение выражается, к примеру, в привыкании к новым условиям. Выработать навык является более сложным научением. Дрессируя животных, человек воздействует на формирование их навыка по его замыслу. Животные поддаются научению посредством своего восприятия, памяти, потребностей, мышления, эмоций.
В педагогической науке обучение является целенаправленным педагогическим процессом по организации и стимулированию активного учебно-познавательного функционирования обучающихся по овладению знаниями, навыками, умениями, развивает творческие способности и нравственные этические взгляды.
Обучающий процесс завершен и цель его достигнута при условии, что количество и качество учебной информации в повторно изготовленных продуктах обучающегося соответствуют целям обучения или составляют соответствующий уровень (возможный, средний, эталонный), который представлен в цели обучения.
В процессе учения осуществляется систематическое усвоение знаний, навыков и умений, которые необходимы для дальнейшей трудовой деятельности.
Учебная деятельность состоит из участия двух лиц: учителя и учащегося. Но это не только процесс передачи информации. Это деятельность по активному усвоению новыми знаниями, навыками и умениями под руководством опытного преподавателя.
Учение должно носить развивающий характер. Педагог сообщает учащимся новую информацию, при этом он учит их наблюдать, мыслить, выражать понятое при помощи речи. Хорошо организованный обучающий процесс носит воспитывающий характер.