Исследования в педагогической психологии


Исследования в педагогической психологии

Всероссийский съезд по борьбе с детской дефективностью, беспризорностью и преступностью 1920 года стал знаменательным событием в истории педагогической психологии в России. Проходил он под председательством Кащенко В.П., знаменитого педагога и врача, написавшего свой главный труд "Педагогическая коррекция". Это одна из первых отечественных работ по воспитанию и обучению детей с отклонениями в развитии. Впервые им была организована школа-санаторий для занятий с дефективными детьми, уникальное заведение по адаптации ребенка с отклонениями в развитии.

Вклад выдающихся ученых в педагогическую психологию

В двадцатых годах прошлого столетия Выготским Л.С. и его учениками была сформирована основа новой советской психологии с ориентацией на практику. Выготский заново осмыслил предмет психологической науки в своем труде "Педагогическая психология", где он изложил понимание связи обучающего и воспитательного процесса в психическом развитии ребенка, взаимодействие ребенка со взрослым.

Выготским Л.С. теоретически была обоснована концепция развивающего обучения: целенаправленная и систематическая обучающая деятельность является развивающей, она ориентируется на зону ближайшего развития. Теоретические труды и практическая деятельность Выготского Л.С. оказали огромное влияние на процесс становления общего детского развития.

Важное значение в становлении педагогической психологии имел труд Басова М.Я. "Опыт методики психологических наблюдений и ее применение к детям дошкольного возраста". Басов искал объективные методы исследования детей. Он разработал схему и определил требования к наблюдению как ведущему научному методу.

Уникальный вклад в развитие психологической науки представляют труды Рубинштейна С.Л., например, определение субъекта как индивида, которым активно познается и преобразуется окружающий мир. Он связал положение субъекта с процессом самодетерминации, самопричинностью, самоосуществлением и самодеятельностью. Идея субъекта открыла для психологической науки видение личности активной, самостоятельно строящей отношения с миром. Своими поступками человек взрывает, изменяет обстоятельства, в которых вынужден находиться, непрерывно выходя за пределы самого себя. Концепция субъекта и субъектности подхвачена педагогами и психологами и активно используется в современной образовательной деятельности.

Замечание 1

В тридцатые годы двадцатого столетия активно исследовались развивающие и обучающие процессы: взаимосвязь в познавательном функционировании мышления и восприятия, мышления и памяти, механизмы и этапы овладения этими категориями.

В это же время появляется много исследовательского материала, посвященного усвоению учебной информации по разным дисциплинам.

В пятидесятые годы прошлого столетия Лурией А.Р. и его коллегами была разработана проблема диагностирования умственной отсталости, которую еще в двадцатые годы исследовал Выготский Л.С. Ананьевым Б.Г. был сформирован научный раздел, называющийся онтопсихология. Этот раздел объединил дифференциальную и возрастную психологическую науку, направленную на исследование целостного жизненного пути индивида. Он разработал проблемы формирования умственного процесса, сознания и самосознания, воли и характера в обучающем функционировании.

Исследование актуальных проблем в современной педагогической психологии

Современная педагогическая психология исследует особенности морального развития ребенка, применяет целостный метод к периоду детства как самоценному этапу в жизнедеятельности человека. Изучается ей и влияние семьи на процесс развития ребенка, работа с трудными подростками и психология трудовой воспитательной деятельности, влияние взрослых на формирование личности ребенка и многую другую социальную и психологическую проблематику.

Современные психологические и педагогические исследования составили основу контекстной обучающей деятельности, интенсивного способа обучения иностранным языкам, управление учебно-познавательным процессом, многочисленных концепций, связывающих исследование, развитие, обучение.

В1971 году открылся Институт психологии, которым стали разрабатываться фундаментальные проблемы психологии и теоретические основы ее прикладных отраслей. С 1980 года стал выходить "Психологический журнал", освещавший фундаментальные психологические проблемы. Психологический институт разрабатывает проблемы человека с интеграцией усилий психологов и философов.

В настоящий момент в нашей стране работает много журналов, газет, которые освещают теоретические и прикладные исследования. Например, еженедельник "Школьный психолог", "Психологическая газета", журналы "Журнал практического психолога", "Педология. Новый век", "Мир психологии", "Прикладная психология". Существует и активно развивается Российское психологическое общество, важной целью которого ставится содействие развитию психологии, образовательному процессу, практике; привлечение специалистов и ученых по психологии к исследованию научных и практических вопросов; обеспечение профессиональной и социальной защиты психологических работников.

Ученые современной педагогической психологии

Современная отечественная педагогическая психология активно исследует коммуникативные ситуации, коммуникативное пространство, информационные потоки в обучающем процессе, регуляция мыслительного процесса. Необходимо отметить ученых педагогов и психологов, работающих в настоящее время в российской педагогической психологии: Казанская В.Г., Васильева И.А., Качергазова Л.Ц., Столяренко Л.Д., Стаканова Е.В., Чудновский В.Э.

Педагогическая психология на сегодняшний день обеспечивает развитие образовательного процесса на современном этапе, органично объединяет методологию, теорию и практику. Научные данные, накопленные в педагогической психологии:

  • о психическом развитии ребенка;
  • о специфике возрастных периодов;
  • о способах воспитания и обучения;
  • об особенностях работы педагога

составили фундаментальную основу для работы психологов в образовательной деятельности.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :