Педагогической психологией называется раздел психологии, изучающий закономерности, механизмы, факты личностного развития в рамках образовательной деятельности.
Предметом рассматриваемого раздела является исследование психологических закономерностей обучающего и воспитательного процесса. С точки зрения предмета педагогической психологии, она занимается изучением вопросов управления обучающим процессом, формирования познавательных процессов, занимается поиском убедительных критериев умственного развития, находит условия, при которых возможно его достижение, наблюдает взаимоотношения учащихся и преподавателей между собой.
Педагогическая психология помогает:
Структурно педагогическая психология состоит из трех разделов: психологии педагогической деятельности, психологии обучения, психологии воспитания.
Исследованием структуры деятельности преподавателя, особенностью его личности и общения, этапами и закономерностями его профессионализации занимается психология педагогической деятельности. Большое внимание уделено внутренней атмосфере педагогических коллективов, рассматриваются причины и пути разрешения конфликтных обстоятельств.
В настоящий момент ученые и практики разрабатывают технологии, которые будут обеспечивать личностное и профессиональное развитие преподавателей, создадут благоприятные условия по их взаимодействию с администрацией образовательных учреждений.
Психология обучения занимается исследованием закономерностей протекания обучающего процесса, особенностями его формирования, изучает мотивацию обучающего процесса, формирование познавательных процессов на занятиях, роль преподавателя в развитии творческих способностей и позитивных качеств обучающихся. Психология обучения анализирует формы и методы обучающего процесса, ставящие своей целью формировать знания, умения, навыки и обеспечивающие развитие психически здорового человека.
Психология воспитания занимается исследованием закономерностей личностного формирования на каждом возрастном этапе, изучает воздействие социального окружения на развитие обучающегося, моделирует оптимальные способы коммуникации субъектов образовательной деятельности.
Известно, что педагогическая психология является пограничной, комплексной отраслью знания, располагающейся между педагогической и психологической науками, ставшая сферой общего совместного изучения отношений между воспитательным и обучающим процессом, а также развитием подрастающего поколения. Таким образом, психологическая наука органично связана с педагогической наукой.
Общее заключается в предмете этих наук. Психологией изучаются законы и закономерности в развитии психической сферы человека. Педагогика занимается разработкой законов управления личностного развития. Воспитательная и образовательная деятельность взрослых и детей является целенаправленным изменением этой психики (мыслительного процесса, к примеру). Поэтому, они не осуществляются специалистами, которые не владеют определенным набором психологических знаний.
Взаимоотношение проявляется также в показателях и критериях обученности и воспитанности личности. Изменения памяти, запасы знаний, способности использовать знания в практической жизнедеятельности, владение основными приемами когнитивного функционирования, владение категорийным аппаратом и терминологией, использование знаний в нестандартных ситуациях, все это характеризует степень продвинутости знаний обучающихся.
Воспитанность можно распознать в мотивированном поступке, в системе импульсивного и сознательного поведения, существующих стереотипах, в суждениях и деятельностных навыках.
Это значит только одно: симптомы достижений в образовательно-воспитательном процессе педагогов с наставниками проявляются в сдвигах в психике, мышлении, поведении обучающихся. Таким образом, результат педагогического процесса необходимо диагностировать по изменению психологических особенностей облучающихся.
Следующая общность проявляется в методах исследования. Много инструментов в психологическом научном поиске, которые решают педагогические исследовательские задачи (с помощью психометрии, парного сравнения, рейтинга, психологических тестов).
Существование педагогической психологии происходит в двух качествах:
Педагогическая психология - это базовая наука педагогики и частная методика.
Невозможно представить профессиональную подготовку преподавателя без освоения педагогической психологии. Она помогает преподавателю в разрабатывании обучающих циклов, в анализе трудностей обучающихся, возникающих по ходу изучения; помогает в необходимой коррекционной работе, и решает много других профессиональных задач.