В конце девятнадцатого века отечественная педагогическая психология оформляется в самостоятельную научную отрасль. Во многом этому способствовал труд Ушинского "Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии", ставящий ребенка в центр воспитательного и обучающего процесса, решающее значение отдавалось Ушинским воспитательной деятельности. Психолого-педагогическая проблематика формирования и развития внимания, памяти, мыслительных функций, речи в обучающем процессе подвержены специальному анализу и задачам развития.
По утверждению К. Д. Ушинского, развитие речевых функций, слуха у детей, связанных с развитием их мыслительных способностей, есть непременное условие для формирования их понятий, представлений, и в целом личностных особенностей.
Основателем отечественной педагогической психологии по праву считается П. Ф. Каптерев, потому как сам этот термин вошел в научную лексику с появлением в 1877 году его труда "Педагогическая психология". Это сочинение вводит в науку современное суждение об образовательной деятельности, как о совокупности воспитания и обучения, взаимоотношений преподавателя и обучающихся, рассматривается педагогическая проблематика труда учителя и профессиональной подготовке педагогических работников. Образовательное функционирование исследуется Каптеревым с психологических позиций: второй раздел труда "Дидактические очерки. Теория образования" получает название "Образовательный процесс - его психология".
По утверждению Каптерева, образовательная деятельность выражает внутреннюю самодеятельность человека, в первую очередь развитие способностей. Каптерев наиболее полно и фундаментально проанализировал труды великих педагогов-новаторов и мыслителей, которые изучали область экспериментальной дидактики, являющейся фактически экспериментальным видом психологии в обучающем процессе.
К середине двадцатого столетия отечественная педагогическая психология окончательно оформилась в самостоятельную отрасль, опираясь на предшествующие педагогические достижения и результаты психофизических и психологических экспериментальных разработок. Отечественная педагогическая психология получает развитие и оформляется в одно время с бурным развитием экспериментальных психологических методов и разработкой различных педагогических систем. Появляются труды советского психолога-новатора Выготского, в том числе работа "Педагогическая психология".
Педагогическая психология, по утверждению Выготского, является продуктом последних лет, новой наукой, являющейся частью прикладного психологического знания и одновременно самостоятельной наукой.
В это же время появилось множество трудов в области психологических проблем обучающего процесса и учения:
Огромное значение в становлении отечественной педагогической психологии сыграли экспериментальные разработки специфики научения, развития детских речевых функций (Выготский Л. С., Блонский П. П.), а также развитие различных педагогических систем.
Было сформировано специфическое психолого-педагогическое течение, получившее название педология. Эта наука взяла за основу психофизиологические, анатомические, психологические, социальные измерения, благодаря чему можно было определить особенности в поведении ребенка для диагностики его развития. Таким образом, все больше внедряются объективные методы измерения, что сближает педагогическую психологию с естественнонаучным циклом.
С середины двадцатого столетия начинают создаваться психологические обучающие теории. В середине пятидесятых годов двадцатого века Скиннер выдвинул идею о программированном обучении, а несколько лет спустя Ланда разрабатывает теоретическую концепцию его алгоритмизации. Затем разрабатывается целая система проблемного типа обучения, которая во многом опиралась на идеи С. Л. Рубинштейна о проблемном характере мыслительных функций, их фазности, о происхождении мыслей в проблемных ситуациях. Появляются первые работы Гальперина и Талызиной, где излагается теория стадийного формирования умственного действия. В это же время Эльконин Д. Б. и Давыдов В. В. разрабатывают теорию развивающего обучения, которое было воплощено на практике в экспериментальных исследованиях Занкова Л. В.
Рубинштейном в сочинении "Основы психологии" была дана развернутая характеристика учения как усвоения знаний. Психологическая проблематика усвоения в дальнейшем получила разработку с разных точек зрения у Ительсона Л. Б., Менчинской Н. А., Богоявленского Д. Н., Кабановой-Меллер Е. Н. Широкое теоретическое обобщение этой проблематики можно найти в труде Лингарта "Процесс и структура человеческого учения", Ильясова "Структура процесса учения".
В отечественной педагогической психологии в семидесятые годы двадцатого столетия появляется новое направление под названием суггестопедия. Она основывалась на управлении педагогическим работником неосознанными психическими процессами памяти и восприятия учащихся. В рамках данной теории получила распространение методика активации личностных резервов (Китайгородская Г. А.), групповой сплоченности и группового динамизма в обучающем процессе (Петровский А. В., Карпенко Л. А.).
Различные теории последнего времени преследуют только одну цель: найти психологические методы, которые бы в наибольшей степени отвечали общественным запросам к системе учения и обучающего процесса. В рамках таких направлений выявляется множество проблем:
В настоящий момент формируется предпосылка перехода отечественной педагогической психологии на новый этап развития, благодаря повсеместному внедрению компьютерной вычислительной техники. Информатизация образовательной системы превратила ученика в свободного пользователя, что обеспечило ему полную свободу деятельности в информационном поле. Существенно изменилась роль педагогического работника: его функции состоят в организации самостоятельного поиска знаний обучающимися. Изложение готовых сведений и обучение действиям по заданным образцам не отвечают запросам современности.