Структурно современную педагогическую психологию можно представить в виде трех отраслей:
Предметом психологии обучения является развитие познавательного процесса в рамках последовательного обучения. Сюда можно отнести и исследование закономерностей протекания обучающей деятельности, специфика развития учебного процесса, вопросы его мотивирования, формирование познавательного процесса на занятии, роль преподавателя в формировании творческих способностей и позитивного настроя детей.
Психология обучения предлагает психоанализ формы и метода обучающего процесса, которые направлены на развитие навыков, умений и знаний, и которые обеспечат формирование психологически здорового человека. Исследования в данной области выявляют взаимосвязи внутренних и внешних условий, порождающих различия познавательного процесса в рамках различной дидактической системы, взаимодействие мотивационных и интеллектуальных обучающих планов, психолого-педагогических показателей результативности обучающего процесса.
Актуальные исследования психологии обучения
Психологией обучения исследуется усвоение знаний и соответствующих им навыков и умений. Задача психологии обучения - выявить природу такого процесса, его характеристики, своеобразные этапы, условия и критерии положительного течения. Сюда же входит и создание различных методик, которые бы диагностировали качественные показатели усвоения. В процессе усвоения человек выполняет определенные действия или занимается определенной деятельностью. Знания являются элементами таких действий.
Учение представляет собой систему специальных алгоритмов, которые необходимы обучающимся для преодоления главных этапов в процессе усвоения.
Действие, которое составляет учение, усваивается по тому же закону, что и любое другое.
Психология учения исследует закономерности создания и развития познавательного процесса в рамках сложившейся обучающей системы. Психология обучения располагает богатым экспериментальным материалом, вскрывающим характерные недоработки в овладении различными научными понятиями учениками среднего школьного учреждения. Исследован жизненный опыт учеников, характер предъявляемой учебной информации при усвоении знаний.
В конце двадцатого столетия педагогическая психология пошла по другому пути: стала изучать закономерности формирования знаний и познавательного процесса при условии специально организованной обучающей деятельности. Управление учением способно изменить усвоение знаний и умений. Исследователи ищут оптимальные пути обучающего процесса и выявляют условия для эффективных умственных достижений обучающихся. Педагогической психологией изучается также зависимость овладения информацией, развитие личностных свойств от индивидуальной особенности обучаемого. Отечественная педагогическая психология создала ассоциативно-рефлекторную теорию, теорию поэтапных формирований алгоритма умственных действий.
Предметом психологии воспитания является развитие личности посредством целенаправленного организованного процесса ребенка, детских коллективов. Психологией воспитания изучаются закономерности овладения нравственными нормами и принципами, формирование мировоззренческой позиции, взглядов ребенка в рамках учебного и воспитательного функционирования в школьном учреждении. Исследованиями изучается: содержание мотивирования ученика, его направленность, ценностные ориентации, нравственные установки; различия в процессе самосознания учеников, которые воспитываются в разных ситуациях; структура детского и юношеского коллектива и его роль в личностном развитии; условия и последствия психических ограничений. Психология учителя
В качестве предмета психологии учителя (педагогическая деятельность) выступает психологический аспект развития профессионального педагогического процесса, и личностные особенности, способствующие или препятствующие эффективности такого процесса. Этот раздел педагогической психологии занимается исследованием структуры работы преподавателя, специфику его личности, особенности коммуникации, основные периоды его профессионализации. Особое внимание уделено взаимоотношению внутри школьного коллектива, средствам снятия конфликтной ситуации.
В настоящее время разрабатываются технологии, которые обеспечат профессиональный и личностный рост преподавателей, создадут благоприятные условия по их взаимодействию с администрацией образовательных учреждений.
Этот раздел педагогической психологии выдвигает перед собой конкретные задачи:
Перед современной педагогической психологией встает новый набор задач: разработать концептуальные подходы к работе психологической службы образовательного учреждения, обеспечить ее эффективной методикой работы, создать научно обоснованные и практико-ориентированные системы по подготовке психологов образовательного процесса.
Продуктивность психолога в образовательном процессе заключается в таких моментах:
Используя более прогрессивный подход, и педагог, и обучающийся являются активными участниками образовательной деятельности.
Каждый из них – это субъект, который активно осуществляет свои функции: обучающийся – учебную, преподаватель – педагогическую. Два вида этих функций значительно влияют на психологическое формирование и развитие своих субъектов и тесно взаимодействуют между собой. В единстве учебная и педагогическая деятельность являются образовательным процессом. Воспитательный же процесс органично включен в образовательную деятельность через содержание, формы и методы реализации. Структурно педагогическая психология с данной позиции состоит из четырех отраслей: