На процесс становления отечественной педагогической психологии в значительной мере повлияли педагоги-новаторы Ушинский. и Каптерев. Основная задача ученых-педагогов на момент образования педагогической психологии заключалась в доказательстве решающего значения психологической науки для педагогики, ее умения научно обосновывать обучающие и воспитательные процессы.
По утверждению Ушинского психологическая наука для преподавателя стоит на первом месте по значимости среди других наук. При создании своего труда "Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии" Ушинским была поставлена задача изучить психические явления, которые более всего значимы для педагогического процесса. "Педагогическая антропология" явилась образцом научно-психологического обоснования педагогической деятельности.
Первым опытом психологической обоснованности педагогической деятельности, получившим отображение в сочинениях Ушинского, это его общепсихологическая аргументация. Психологическая подготовка преподавателя осуществлялась посредством включения в учебную программу педагогических образовательных учреждений курса по общей психологии. Опираясь на общепсихологические принципы, Ушинский проанализировал конкретную педагогическую проблематику, обсудил вопросы, касающиеся содержательного аспекта образования, а также воспитательные и обучающие методы.
В момент своего становления, отечественная педагогическая психология в качестве приоритетного направления исследований рассматривала формирование нравственных личностных качеств, воспитательных проблем человека. Воспитательный процесс гармонично и всесторонне развитого человека являлся целью образовательной деятельности. Выявить закономерности развития нравственных качеств обучаемого было более важной задачей отечественной педагогической психологии, чем научно обосновывать правила обучающего процесса и развития интеллектуального уровня воспитанников.
Важнейшие воспитательные задачи понимались в формировании таких качеств, как:
Нравственный воспитательный процесс мыслился только в гармонии с умственной, эмоциональной, волевой воспитательной деятельностью; только в единстве они смогут обеспечить формирование и развитие нравственных свойств характера.
Была поставлена задача такой организации воспитательного процесса, которая смогла бы обеспечить полное развитие духовного и физического потенциала человека. Важнейшая цель воспитания личностных нравственных качеств отображается в самостоятельности, самодеятельности, личностном самоопределении. Развитие воли, формирование характера и нравственных качеств - основные идеи педагогических и психологических трудов:
Процесс самовоспитания (самообразования), как полагал Каптерев, важнейшее явление культуры как отдельного человека, так и целого народа, и именно оно, а не образовательный процесс - основной фактор развития человека. Природа человека проявляется в его постоянном стремлении самообразовываться. Школьное учреждение должно помочь в содействии самообразовательному процессу воспитанника.
Каптеревым были выдвинуты педагогические условия такого процесса:
Каптерев впервые опубликовал работу по педагогической психологии; им же было введено в науку само определение "педагогическая психология". В своем основном труде "педагогическая психология" Каптеревым была предпринята попытка систематически психологически обосновать обучающий и воспитательный процесс.
Важнейшая задача педагогической психологии - найти основополагающие принципы формы, содержания и метода обучающей деятельности. Принципом, который объединяет разные педагогические системы, по мнению Каптерева, является принцип развития. Он охватывает разные области знания, относящиеся к образовательному процессу:
Для преподавателя важную значение имеет развитие обучающихся; назначение личностного развития, обучающегося задает направленность поиска в установлении организации и содержания образовательной деятельности.
Блонским был развит генетический принцип в отечественной педагогической психологии. По его утверждению, воспитанник в обучающем процессе повторяет историю науки, воспроизводит логику развития предметов. Психологическая предпосылка в отечественной педагогической психологии, по мнению Блонского, заключается в соответствии передаваемого содержания познавательной потребности и способностям ребенка. Ребенок является развивающимся существом, отсюда воспитательный процесс - это развитие. Основа организации обучающей деятельности закладывается в характере детского мышления.
Таким образом, первые научные работы в области отечественной педагогической психологии были написаны Ушинским и Каптеревым в семидесятые годы девятнадцатого столетия. Далее утверждалась необходимость изучать детское развитие с педагогическим назначением. Утверждалось, что именно в детский период закладывается вся природная сущность человека. Следовательно, чтобы правильно поставить воспитательный и обучающий процесс, необходимо владеть детской психологией. Предмет педагогической психологии, на начало двадцатого столетия, утвердился в качестве психологической жизни и развитии ребенка в области педагогического воздействия. Общая и возрастная психология становятся частью педагогической психологии в контексте педагогической задачи и цели. Психология и педагогика на этапе образования педагогической психологии выражается в исследовании возрастной специфики ребенка.